Сколько времени длится приватизация квартиры

С необходимостью приватизации предоставляемого государством жилья сталкиваются многие граждане РФ.

Но, прежде чем браться за дело, требуется ознакомиться со всеми тонкостями и особенностями данной процедуры, чтобы избежать потери времени и лишних денежных трат.

Что это

Процесс передачи гражданам, законно проживающим в государственной или муниципальной квартире, права владения этим жильём на бесплатной основе именуется приватизацией.

Процедура осуществляется, чтобы частный собственник смог самостоятельно распоряжаться жилплощадью: быть её владельцем, арендодателем, дарителем и т.д.

Основные условия проведения приватизации:

  • программа доступна только гражданам РФ;
  • бесплатно может быть предоставлена только та квартира, которой жильцы пользуются по договору соцнайма;
  • процедура осуществляется безвозмездно.

Для каждого отдельного гражданина допускается лишь однократное участие в приватизации.

Чем регулируется

Программа начала действовать в соответствии с Законом РФ №1541-1 (1991 год) и была дополнена несколькими нормативными актами федерального значения:

Также существует ряд законов, принятых с целью продления срока действия программы по приватизации.

Последний из них, № 14-ФЗ, был утверждён в 2019 году и снял временные ограничения на возможность обращения за переоформлением права владения на квартиру.

Видео: «Как делить приватизированную квартиру без завещания»

Преимущества оформления жилья в собственность

Оформление квартиры в частную собственность связано со значительными преимуществами:

  • нет нужды оплачивать аренду;
  • можно распоряжаться жилой площадью по своему усмотрению;
  • появляется возможность для продажи или дарения, сдачи её в аренду, либо передачи в качестве наследства;
  • упрощается процедура прописки (владелец может прописывать и выписывать любых других граждан по своему желанию);
  • отсутствует угроза выселения (даже при наличии значительных задолженностей за коммунальные услуги такая вероятность крайне мала);
  • предоставляется статус полноценного участника процесса управления общедомовым имуществом;
  • появляется возможность оформления квартиры в качестве залога.

Наконец, отмечается значительное повышение благосостояния нового владельца объекта и его семьи в счёт стоимости жилья. 

Минусы

«Ложка дёгтя» в этой радужной картине связана со следующими моментами:

  • оплата текущего и капитального ремонта дома после приватизации осуществляется за счёт жильцов, а не государственного, либо местного бюджета;
  • владелец квартиры обязан выплачивать налог на собственность (с 2019 года сумма рассчитывается на основании кадастровой стоимости объекта);
  • теряется право на улучшение жилищных условий;
  • процедура переоформления жилья может затянуться и может потребовать денежных затрат от 600 до 5000 рублей (с учётом сбора документации, налоговых выплат и т.д.).

Не лишним также будет внимательно изучить гражданский и жилищный кодекс, чтобы предотвратить возникновение возможных нарушений в ходе приватизации, особенно задержку по времени.

Сроки окончания бесплатной

Изначально, для процесса переоформления государственного и муниципального жилья, запущенного в 1992 году, были установлены ограничения по срокам.

Несколько раз устанавливалась предельная дата, которую приходилось переносить ещё на некоторое время. Так, в 2019 году она была определена на 01.03.2017.

Окончательное решение по данному вопросу было принято вместе с Федеральным законом №14-ФЗ (от 22 февраля 2019 года).

Согласно данному постановлению все временные рамки, касающиеся безвозмездной передачи жилья гражданам РФ, были сняты.

Если речь идёт о «дачной амнистии», то она допускает упрощённую процедуру приватизации дачи и прилегающей к ней земли со всеми подсобными постройками, но лишь до 1 марта 2019 года.

В дальнейшем перевести такой дом в частную собственность можно будет только в общеустановленном порядке.

Причины неоднократного продления

Принятие закона №14-ФЗ было необходимо, поскольку процедура оформления права владения достаточно сложна и занимает много времени.

Это может быть обусловлено тем, что:

  • необходимо проводить в судебном порядке узаконивание не одобренных органами БТИ перепланировок;
  • требуются справки из домоуправления, либо ЖЭКа, подтверждающие право на проведение приватизации;
  • у несовершеннолетних жильцов отсутствует постоянная прописка, либо они были выписаны на другой адрес прежде, чем была произведена попытка приватизации (у ребёнка обязательно должна быть доля в приватизируемом жилье);
  • произошло продление срока из-за аварийности, либо ветхости приватизируемого жилья (сначала придётся подождать в очереди на переселение).

Поэтому точно предугадать, сколько времени понадобится для полной приватизации государственного жилья в РФ практически невозможно, а, значит, нет смысла устанавливать ограничительные сроки.

Кто имеет право

Группы лиц, которые могут претендовать на оформление муниципальной и госсобственности во владение, указаны в законе №1541-1 (статья 2).

Согласно данному постановлению заявитель должен соответствовать следующим характеристикам:

  • быть гражданином РФ;
  • проживать в квартире на основании договора соцнайма, оформленного законным образом;
  • ранее не принимать участия в процедуре приватизации (не распространяется на лиц, не достигших 18 лет).

Все эти показатели должны быть подтверждены документально. За проверку представленных бумаг несут ответственность уполномоченные органы.

Подготовительный этап

В первую очередь, требуется согласие всех жильцов квартиры (в том числе, несовершеннолетних с участием органов опеки и попечительства) на приватизацию недвижимости. Без этого получить квартиру в частную собственность невозможно.

Граждане, участвовавшие в приватизации до достижения совершеннолетия, в будущем имеют право на повторное прохождение процедуры.

В ряде случаев жильцы могут дать согласие на приватизацию квартиры, но отказываются от участия в самой процедуре, сохраняя за собой право на получение в собственность другого жилья. Такой отказ в пользу других лиц, претендующих на данный объект нужно нотариально заверить, а также сразу сделать его копию, поскольку предъявлять его потребуется, как минимум, дважды.

В заключение подготовительного этапа потребуется заняться подготовкой удостоверений личности всех граждан, зарегистрированных в помещении.

Документы

Чтобы собрать полный пакет необходимой документации обычно требуется не менее 4-х недель.

В нём обязательно должны присутствовать:

  1. Паспорта (либо свидетельства о рождении – для детей до 14 лет) всех лиц, проживающих в оформляемом жилье.
  2. Надлежащим образом оформленное согласие всех жильцов на проведение процедуры.
  3. Заверенные нотариусом отказы от участия в приватизации квартиры (если таковые имеются).
  4. Договор соцнайма, подтверждающий факт оплаты жилья без задолженностей (предоставляется Департаментом Жилищного Фонда).
  5. Жилищный кадастровый и технический паспорт (за получением обратиться в БТИ).
  6. Квитанции и прочие документы, свидетельствующие об отсутствии задолженностей по коммунальным платежам (при невозможности единовременной выплаты долга, следует обговорить с поставщиком услуг реструктуризацию задолженности);
  7. Выписка из Департамента Имущественных отношений, доказывающая, что жильё является муниципальным.
  8. Справка Ф-3 в двух экземплярах (показывает, сколько именно человек проживает на муниципальной жилплощади).
  9. Квитанция, подтверждающая факт уплаты госпошлины (эту сумму делят между собой все, участвующие в процедуре граждане);
  10. Документ, свидетельствующий о том, что заявитель ранее не был уже участником аналогичной процедуры.

Это основные документы, но возможно, что потребуется представить дополнительные бумаги, например, связанные со сменой ФИО, либо фактом участия в другой процедуре оформления государственной собственности в частную.

Гражданам предоставляется право бесплатного повторного участия в переоформлении квартиры, если в ходе предыдущей приватизации их права были нарушены и этот акт был подтверждён в ходе судебного разбирательства.

Срок действия

Каждый из вышеприведённого списка документов имеет свой период действия:

  • Справка, подтверждающая отсутствие долгов по ЖКХ, актуальна до окончания расчётного периода.
  • Поквартирная карта действует месяц с момента выдачи.
  • Техпаспорт и отказ от участия в приватизации не имеют ограничений по сроку действия (по этой причине их следует получить прежде всех остальных бумаг).
  • Справка Ф-3 действительна всего 10 дней.
  • Согласие на проведение приватизации остаётся действительным на протяжении месяца.

Ориентируясь на эту информацию можно оптимальным образом распланировать последовательность своих действий при сборе документации.

Оформление договора

На этапе оформления договора необходимо обратиться в Жилищный отдел со всеми подготовленными бумагами (аналогичным образом можно приватизировать объект через МФЦ).

Данную процедуру придётся оплатить. Размер платы меняется в зависимости от скорости подготовки договора (срочная длится до двух недель, обычная – до двух месяцев).

Оплату нужно будет произвести через банк.

Далее, спустя указанное время, готовый документ можно будет получить вместе с частью сданных ранее бумаг.

Должно быть подготовлено четыре подписанных экземпляра договора, два из которых предоставляются гражданам.

Регистрация права собственности

Все возвращённые документы, квитанцию об оплате госпошлины (она делится на всех и будет различной в зависимости от того, сколько человек участвует в процедуре) и договор о приватизации потребуется передать в Росреестр, где будут произведены необходимые регистрационные действия. Далее новому владельцу (владельцам) выдаётся свидетельство о праве собственности на квартиру, либо долю в ней.

В целом процедура приватизации комнаты в коммуналке, либо общежитии ничем не отличается от основной схемы, но она обязательно должна иметь статус муниципального, либо государственного жилья.

Сколько длится приватизация по закону

Точно определить, сколько длится приватизация квартиры очень сложно.

Однако законодательно установлено, что со времени предоставления всех необходимых документов процедура должна продолжаться не дольше двух календарных месяцев.

При этом 15 дней отводят на регистрацию, а оставшиеся 1,5 месяца – на оформление и сбор необходимой документации.

Но на деле всё может продолжаться от 4 до 9 месяцев в виду ряда причин:

  1. длительность комплектации пакета документов;
  2. неудовлетворительное состояние жилья, которое гражданин намерен приватизировать (судебно-жилая экспертиза может осуществлять проверку аварийности на протяжении 30-45 дней);
  3. выявление ограничений на возможность участия в программе (жилплощадь находится под арестом, кто-то из жильцов не соглашается на проведение процедуры и т.д.).

Ход дела может замедлиться и в том случае, если требуется оформление дома в деревне. Жилищный объект такого типа нельзя приватизировать отдельно от земельного участка, на котором он расположен. А значит, потребуется ещё больше бумаг и времени на переведение в частную собственность всей недвижимости.

Ускорить ход дела можно, обратившись в специальное агентство, но это потребует определённых денежных трат.

В случае отказа

Есть несколько возможных причин для отказа в приватизации:

  1. Несогласие кого-то из жильцов на перевод квартиры в частную собственность.
  2. Факт повторного участия в программе.
  3. Подделка документов.
  4. Отказ от оплаты госуслуг.
  5. Аварийность жилья.
  6. Обнаружение в помещении незарегистрированных сотрудниками БТИ перепланировок.

Получив отказ, можно с полным комплектом собранных бумаг обратиться в суд.

Сколько длится приватизация в судебном порядке, точно определить нельзя, но обычно – около 1-1,5 месяцев.

Решение вопроса через суд

Получив в суде положительное решение касательно приватизации, можно считать, что процедура уже завершена.

Однако истцу придётся оплатить своё исковое заявление и госпошлину. После вынесения положительного вердикта останется только в соответствии с общей схемой заключить договор и передать документы в Росреестр, чтобы получить свидетельство, подтверждающее статус владельца жилья.

Как делегировать процесс оформления

В России законодательство допускает возможность назначения представителя, который будет заниматься вопросом перевода квартиры в частную собственность.

Для этого необходимо оформить нотариальную доверенность, в которой будет указан весь перечень действий, которые доверенное лицо (другой наниматель муниципального жилья, либо квалифицированный юрист) может совершать от имени граждан.

Сколько раз можно участвовать

Законом №1541-1 (ст.11) установлено, что каждый гражданин РФ имеет право на единоразовое участие в программе.

Но лица до 18 лет могут воспользоваться этой возможностью повторно, когда достигнут совершеннолетия.

Стоимость

Сама процедура является бесплатной, от граждан требуются лишь документы.

Но некоторые затраты всё же будут присутствовать:

  • госпошлина (на 2019 год – 2 тысячи рублей);
  • нотариально заверенный отказ от участия в программе (1 тысяча рублей)
  • оформление справки в БТИ (стоимость определяется местными властями);
  • консультация юриста (в Москве – около 2-3 тысяч рублей).

Однако, они никак не могут перекрыть стоимость самой квартиры (или даже комнаты), поэтому жалеть об этих деньгах не придётся.

Максимум расходов потребует обращение в агентство, занимающееся сбором документов – около 5 — 15 тысяч рублей.

Длительность приватизации муниципального и государственного жилья может быть различной в зависимости от многих факторов.

В лучшем случае на это потребуется 2 месяца, а в худшем – почти год. Впрочем, полученный результат должен компенсировать эти потери.

Видео: «Как приватизировать квартиру: шаг за шагом»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here