С чего лучше начать приватизацию жилья

Что обозначает этот термин с юридической точки зрения?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 110-56-12 (Москва)

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

8 (800) 222-69-48 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Это процесс, в результате которого квартиросъемщики становятся владельцами жилых помещений, владельцы частного дома — хозяевами земельного участка, собственники гаража – земли под гаражом, то есть происходит бесплатный переход государственной или муниципальной собственности в частную.

Вопрос возможности получить жилплощадь в собственность волнует многих арендаторов жилых помещений.

Государство предоставило шанс сделать это без особых финансовых затрат, а законодательство детально разъяснило — как получить право собственности на квартиру и ответило на вопрос — с чего начать приватизацию.

Остается только внимательно изучить все нюансы и приступить к процессу.

Основания

Главное основание для оформления жилья, в котором живут по договору социального найма в частное владение – решение гражданина.

Муниципалитет должен дать разрешение на оформление, если квартира подлежит приватизации, в ином случае – дать мотивированный отказ.

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право получить в собственность объект недвижимости один раз.

Законодательство

Закон о приватизации несколько раз изменялся, но поправки, в основном, касались только сроков окончания программы, основные положения оставались неизменными.

10 февраля 2019 года была принята последняя редакция ФЗ № 1541-1, в котором закреплено бессрочное право граждан на бесплатное получение жилья в собственность.

Видео: «Как правильно и бесплатно приватизировать квартиру, дом и земельный участок»

Плюсы и минусы

Основным преимуществом приватизации можно назвать тот факт, что лицо становится полноправным владельцем недвижимости, кроме того у него появляется возможность:

  • распоряжаться собственностью в полном объеме;
  • оставлять в наследство, дарить, продавать;
  • сдавать внаем;
  • делать перепланировку;
  • оставлять в залог;
  • полноправно участвовать в собраниях собственников и влиять на управление общедомовым имуществом.

Отрицательным моментом владения недвижимостью станут:

  • налог на недвижимость;
  • увеличение расходов на жилье за счет платежей на капитальный ремонт;
  • невозможность бесплатного улучшения условий проживания.

Каждый гражданин может воспользоваться правом на деприватизацию, если вдруг поймет, что недостатки перевешивают положительные моменты.

Но необходимо помнить, что, как и получение жилья в собственность, возвращение его в муниципалитет возможно единожды.

Какое жилье нельзя оформить в собственность

Часть жилого фонда не подлежит приватизации ни при каких условиях, а именно:

  • квартиры, официально признанные аварийными;
  • комнаты в общежитиях, за исключением тех, где живут на основании договора социального найма;
  • служебные квартиры (в некоторых случаях такое жилое помещение подлежит приватизации, что оговорено в местном законодательстве);
  • жилье в военных городках.

Приватизация квартиры

По сути, приватизация любого жилья является безвозмездной сделкой собственника с гражданами, проживающими в этом помещении.

Ее подтверждает и делает юридически значимым договор передачи в собственность.

В документ включаются все граждане, зарегистрированные на момент вступления в программу, в том числе временно отсутствующие и несовершеннолетние.

Муниципальной

Муниципальным называется жилое помещение, занимаемое по договору социального найма и находящееся на балансе местного органа самоуправления.

Приватизация происходит по решению этих муниципальных органов.

Осуществить переоформление квартиры могут:

  • сами арендаторы жилья лично;
  • их доверенные лица.

В случае передачи полномочий юристу необходимо оформить нотариально заверенную доверенность на право:

  • сбора необходимых документов;
  • осуществления иных действий, связанных с приватизацией.

Коммунальной

Получение в частное владение комнаты в коммуналке имеет ряд особенностей:

  • необходимо определить право собственности на места общего пользования, для этого нужно согласие остальных жильцов;
  • приватизировать свои квадратные метры имеет право каждый зарегистрированный в коммунальной квартире, но только в том случае, если он занимает отдельную комнату (или несколько).

Комнаты

Основным условием и непременным условием права на оформление в собственность комнаты в общежитии является наличие договора соцнайма.

Иногда достаточно не самого договора, а права жильцов на его заключение, например, если договор был составлен ранее с другим членом семьи, но он умер.

Право приватизации не распространяется на специализированные и ведомственные общежития, в которых граждане проживают временно, например, жилье при образовательных учреждениях или принадлежит частной структуре.

Отсутствие договора соцнайма дает возможность получить жилье в собственность только через суд, но не факт, что судебное решение будет в пользу истца.

Гаража в ГСК

Если вы имеете в гаражном кооперативе отдельно стоящее строение, то приватизировать его не составит большого труда.

В случае же, если это бокс в ряду таких же, то оформить его в собственность будет возможно только с согласия всех остальных членов кооператива.

Кто имеет право

Все граждане, проживающие в жилом помещении по договору социального найма, имеют право на приватизацию жилья, в котором зарегистрированы.

При этом живущие по временной прописке, независимо от степени родства, не могут участвовать в программе, так же как и близкие родственники, не зарегистрированные на данной жилплощади.

В зависимости от того, сколько людей проживает, жилое помещение может быть передано в единоличную или общую собственность. Но из этого никак не следует, что в случае проживания в одной квартире нескольких лиц обязательно оформление общей собственности.

Причины разные:

  • остальные жильцы могут отказаться;
  • другие проживающие уже воспользовались правом ранее.

До какого срока продлена

Бесплатная передача жилья в собственность продлевалась несколько раз.

Но в феврале 2019 года Государственная Дума приняла закон о бессрочной приватизации, таким образом, на сегодняшний день никаких сроков окончания программы нет.

Порядок действий

Процесс оформления жилого помещения в собственность происходит по определенному алгоритму и состоит из нескольких этапов:

  1. Сбор документов.
  2. Оформление техпаспорта и кадастровых документов.
  3. Получение выписки из ЕГРП.
  4. Заключение договора.
  5. Регистрация права собственности в Росреестре.

Чтобы не тратить время на бессмысленное хождение по ненужным инстанциям, каждый гражданин, решивший приватизировать свое жилье, должен понимать – что, за чем, в каком порядке он обязан сделать и какие документы на каком этапе у него должны быть.

Такой же порядок при оформлении дачного участка или дома в деревне.

Оформление в собственность дачи с 2005 года упрощено, объявлена так называемая «дачная амнистия».

Так же в настоящее время бесплатной является приватизация земли под частным домом.

С чего начать в 2019 году

Итак, вы решились на оформление своего жилого помещения в собственность, но не знаете с чего начать приватизацию квартиры, но так как 2017 год не принес никаких изменений в законодательстве, то все остается по-прежнему.

Прежде всего, необходимо определиться — кто намерен участвовать в программе.

Если кто-то из зарегистрированных в жилом помещении отказывается воспользоваться своим правом на приватизацию, желательно заблаговременно это решить и написать отказ.

Далее нужно предпринять следующие действия:

  • найти договор соцнайма, если он утерян – восстановить его в органах местного самоуправления;
  • получить согласие всех зарегистрированных, если кто-то отказывается – нотариально заверенный отказ;
  • если в квартире проводилась перепланировка – узаконить ее;
  • получить техпаспорт в БТИ;
  • взять справку из Управляющей компании обо всех проживающих в жилом помещении;
  • если в квартире есть несовершеннолетние – получить разрешение на приватизацию в органах опеки.

Только после завершения всех вышеперечисленных мероприятий, вы можете начинать саму процедуру оформления жилого помещения в собственность и обращаться в органы местного самоуправления.

Куда обращаться

Вам придется посетить несколько инстанций:

  • жилконтора по месту жительства;
  • кадастровая служба;
  • Росреестр;
  • БТИ;
  • муниципалитет.

Документы

Есть обязательный перечень документов, необходимых для оформления жилого помещения в собственность:

Помимо вышеназванных, могут потребоваться справки из ЗАГСа о перемене фамилии, из паспортного стола о замене паспорта и некоторые другие документы.

Образец заявления

Заявление на получение жилья в собственность составляется по установленному образцу.

образец документа
Фото: образец документа

Можно просто взять бланк заявления в жилищной конторе и там же заполнить.

Подписание договора

  • Заявление вместе с остальными документами передается в управление по жилищной политике местного органа самоуправления, проверяются основания для передачи жилья в собственность и готовится проект договора.
  • Когда договор подготовлен, по почте высылают приглашение всем участникам программы на подписание документа. Обязательна явка всех подписантов, за исключением тех, кто оформил доверенность и заверил ее у нотариуса на право подписания договора представителем.
  • После подписания документа, он проходит окончательное оформление в муниципалитете, после чего заявителю высылают уведомление о получении готового договора.

Согласно законодательству, срок на оформление договора не должен превышать двух месяцев со дня подачи заявления.

Государственная регистрация

Подписание договора еще не означает, что квартира юридически уже принадлежит гражданину, необходима его регистрация в Росреестре.

Для окончательного оформления собственности необходимо:

  • заявление от всех участников программы;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • договор передачи жилого помещения в собственность;
  • согласие или отказ на приватизацию от всех зарегистрированных;
  • иные документы.

В последнее время услуги по регистрации прав собственности оказывают в МФЦ (многофункциональные центры), это значительно упрощает гражданам процедуру.

Достаточно уплатить госпошлину, посетить МФЦ и оставить там доверенность на совершение услуги, все остальное сделают сотрудники центра.

Сроки

В идеале весь процесс приватизации должен занимать два-три месяца.

Из них:

  • 60 дней (2 месяца) уйдут на рассмотрение заявления;
  • получение свидетельства о регистрации займет от двух недель до месяца.

Но на практике чаще всего оформление затягивается, то не хватает какой-либо бумаги, то сотрудник заболел или ушел в отпуск, то заявителям незаконно отказали и они вынуждены обратиться в суд, а это занимает еще несколько месяцев.

Сколько стоит

Бесплатная приватизация подразумевает, что граждане не платят за само жилое помещение, но для оформления некоторых документов все равно придется заплатить некоторую сумму.

Например, все справки, получаемые в БТИ платные, услуги нотариуса тоже, необходимо будет также заплатить госпошлину. Примерная стоимость оформления квартиры в собственность показана в таблице.

Стоимость услуг по оформлению приватизации жилого помещения

Наименование услуги Стоимость, рублей
Госпошлина 300
Справка о неучастии в приватизации 200
Стоимость техпаспорта от 300 до 5000 (зависит от региона)
Услуги нотариуса 1000
Оформление договора приватизации 1 000
Регистрацию права собственности в Росреестре 2 000
Составление техпаспорта с планом квартиры 1 500
Выдача выписки из ЕГРП 200

Как поступить, если получен отказ

Возможна ситуация, когда муниципалитет отказывает в передаче права собственности на жилое помещение, причины могут быть разными:

  • жилье расположено в ведомственном доме;
  • уже использовано право бесплатной приватизации;
  • квартира имеет статус служебной;
  • дом признан аварийным.

В любом случае при немотивированном отказе требуйте указать причины (на основании каких статей закона последовал отказ), если считаете, что он незаконен – можно обращаться в суд.

Права и обязанности собственников

Собственник жилого помещения имеет право распоряжаться объектом недвижимости по своему усмотрению (дарить, продавать, оставлять в наследство).

Кроме прав, владелец имеет и обязанности:

  • содержать квартиру в надлежащем состоянии;
  • вовремя оплачивать коммунальные услуги;
  • нести расходы по уплате налогов;
  • участвовать в содержании общедомового имущества.

Важные нюансы

Если в жилом помещении зарегистрированы несовершеннолетние дети или граждане, признанные недееспособными, процесс оформления квартиры усложняется.

Нередко органы опеки препятствуют приватизации жилья, если считают, что это ущемляет права этих категорий жильцов, в таких случаях передача объекта недвижимости в собственность становится невозможной.

Приватизировать или нет свое жилое помещение – каждый гражданин решает самостоятельно. Кому-то выгоднее жить в муниципальной квартире, особенно это касается одиноких пожилых граждан, кто-то хочет оставить наследство детям, проживающим отдельно. 

Какое бы решение вы не приняли – вас никто не может заставить изменить его.

Видео: «Приватизация квартир»

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here