Особенности приватизации нежилого помещения

С 1991 года у граждан России появилось право на приватизацию (получение в собственность) государственного жилья, в котором они проживали согласно договору социального найма.

Но гражданин РФ может стать владельцем не только жилого дома, либо квартиры, но и нежилых помещений.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 110-56-12 (Москва)

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

8 (800) 222-69-48 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Конструктивные особенности таких объектов не позволяют использовать данную площадь как место постоянного проживания граждан.

Для иных целей помещение подобного типа может оказаться вполне пригодным (торговля, обустройство склада или офиса и т.д.).

Что это такое

Приватизация нежилого помещения – это передача его во владение юридическим или физическим лицам.

На 2020 год право на проведение подобной процедуры гражданами РФ подтверждается специальным законом, который будет действовать до 01.03.2018.

Но, в отличие от жилых помещений, которые предоставляются как на платной, так и на бесплатной основе, нежилые можно получить только за плату.

Закон

С точки зрения законодательства РФ приватизация рассматривается как сделка первичного типа, производимая на рынке недвижимого имущества.

В результате подобной операции право владения недвижимостью переходит от местных властей к гражданам.

В целом вопрос регулируется законами ФЗ № 178 от 21.12.2001 и ФЗ №159 от 22.06.2008. Также учитывается указ № 2284 от 24.12.1993, где прописана программа приватизации для каждого города.

Видео: «Приватизация жилья: права наследников»

Приватизация нежилого помещения физическим лицом

Всем физическим лицам, являющимся гражданами РФ, предоставляется возможность получения права собственности на недвижимость, если они пользуются помещением на основании не безвозмездного договора социального найма и не являются собственниками какого-либо другого помещения.

В многоквартирном доме

При приватизации жилья в многоквартирном доме (в Москве и других городах страны), собственнику полагается доля нежилой недвижимости.

Такой распорядок обусловлен тем, что всем жильцам в равной степени принадлежат чердачное и подвальное помещения дома.

Владение нежилым объектом не может быть узаконено в отношении лишь одного гражданина, за исключением тех случаев, когда остальные собственники дают письменное согласие на проведение подобной процедуры.

Человек, желающий приобрести недвижимость, должен составить соответствующее письменное заявление и направить его в местные органы управления. Также понадобится собрать все необходимые документы.

В жилом

Условия аналогичны тем, что установлены для многоквартирного дома.

В общежитии

Приватизация нежилого помещения в данном случае допустима, прежде всего, для предпринимателей, заключивших арендный договор на рассматриваемую недвижимость.

Для малого бизнеса

Представители малого бизнеса могут приватизировать недвижимость на льготных условиях.

Это подразумевает оформление договора купли-продажи с рассрочкой выплаты до 5-ти лет.

При этом стоимость объекта равняется рыночной. Процентная ставка доходит только до 1/3 от установленной в ЦБ России.

Эта процедура доступна юридическим лицам и ИП, имеющим уставной капитал менее 25%. Они могут получить в собственность те объекты, на территории которых осуществляется их предпринимательская деятельность.

Нюансы на счёт земли

До 2020 года граждане РФ могут благодаря приватизации получить даже земельный участок (Земельный Кодекс РФ), если на нём располагается частный, либо многоквартирный дом.

Некоторые виды земель приватизировать нельзя:

  • те, которые используются государством;
  • относящиеся к заповедникам, либо сельскохозяйственным угодьям;
  • придомовые площади, которые окружают госучреждения.

Земли всех остальных категорий переоформлять можно, в том числе и при отсутствии на них построек. Если же договор на продажу дома оформлен без земельного участка, то документ и сделка могут быть признаны недействительными.

Порядок действий

Согласно законодательству РФ проведение приватизации актуально как для муниципального здания, так и для федеральной собственности.

Но надо удостовериться в том, что гражданин владеет объектом не по договору ограниченного социального найма или безвозмездного пользования.

Если всё в порядке, то выполняются следующие действия:

  1. арендатор составляет и подаёт в соответствующие органы заявление о передаче объекта недвижимости в собственность;
  2. заявитель обращается в районную администрацию и прилагает к своему заявлению всю необходимую документацию;
  3. стороны, заинтересованные в заключении договора, дожидаются пока заявление будет рассмотрено (это займёт около 30 дней).

В административном здании можно будет задать дополнительные вопросы и выяснить время рассмотрения заявления более точно.

Куда обращаться

Приватизации нежилого помещения на настоящий момент оформляется при помощи городской администрации, где специальная комиссия принимает решение (положительное, либо отрицательное) о возможности проведения процедуры.

По итогам коллегиального рассмотрения вопроса заявитель получает документ, содержащий ответ администрации.

Это даёт возможность для оспаривания решения через суд.

При передаче недвижимости частному владельцу, в бумаге с решением администрации указывается стоимость недвижимости.

Граждане, арендующие помещение дольше 3-х лет, находятся в более выгодном положении, нежели остальные претенденты. Установленная на объект цена будет соответствовать его кадастровой стоимости.

Оплатить приобретение можно как сразу, так и в рассрочку (оформляется на 3 года).

Если стоимость была оплачена сразу и полностью, то покупателю выдают квитанцию, которую он передаёт местным органам власти, ответственным за осуществление приватизации.

Получить недвижимость в рассрочку можно, обратившись к кредитору или заключив соответствующее соглашение.

На рассмотрение пакета документов у городской администрации может уйти два месяца. После получения ответа потребуется обратиться в Регпалату, где производится регистрация прав на недвижимое имущество.

Необходимые документы

Перечень документов, требующихся для приватизации недвижимого имущества, невелик:

  • паспортные данные заявителя;
  • заявление, оформленное в соответствии с установленным образцом;
  • кадастровая справка;
  • договор аренды на недвижимость.

Список может быть немного расширен по требованию ответственных лиц, но обычно указанных бумаг вполне достаточно.

Заявление

Заявление в администрацию города нужно писать от руки.

В документе указывается следующая информация:

  • название органа, которому адресовано заявление;
  • сведения об участниках сделки (наименования, контактные данные);
  • указание стоимости объекта, подробные сведения о нём;
  • тип владения недвижимостью.

В конце обязательно нужно будет указать дату написания документа и заверить его своей подписью.

Договор

Договор обязательно должен быть представлен в письменной форме.

В его составлении участвуют обе стороны, которые подтверждают своё согласие с содержимым документа посредством подписи.

Неправильно составленная бумага будет считаться недействительной.

Чтобы обозначить предмет договора, потребуется указать сведения, позволяющие идентифицировать объект недвижимости, подлежащий приватизации:

  • название;
  • размер площади;
  • местонахождение (адрес).

Если на объекте имеются какие-либо ограничения (например, арест или обеспечение), то это также необходимо прописать в документе.

Оценка помещения

Чаще всего стоимость помещения оценивают, чтобы подтвердить обоснованность указанной в договоре купли-продажи цены.

Помимо этого оценку производят, чтобы:

  • оформить объект в качестве залога в кредитных отношениях;
  • оформить страховку;
  • передать помещение в уставной капитал ООО.

По результатам оценки устанавливается рыночная стоимость нежилого помещения. Точная задача и цель оценки также заносится в договор.

Чтобы произвести оценку помещения потребуется отдельный пакет документов:

  1. бумаги, подтверждающие наличие государственной регистрации;
  2. поэтажный план здания, в котором находится нежилое помещение;
  3. кадастровый паспорт;
  4. сведения о наличии обременений;
  5. экспликация.

Наличие этих бумаг позволяет оценивать объект максимально точно.

Аукцион

Предприниматель может пожелать приобрести нежилое помещение, арендатором которого он не является.

В этом случае бизнесмен может участвовать в специально организованном аукционе. Стоимость объекта определяется заранее, и взнос каждого участника аукциона составляет 10% от неё.

Выигравший участник доплачивает остаток суммы, а остальные получают залог обратно.

Приватизация выигранной недвижимости происходит аналогично стандартному варианту.

Однако рассрочка платежа при этом исключена.

Кроме того, у администрации появляется право на продажу помещения по рыночной, а не кадастровой стоимости.

Документация

Возмездная приватизация посредством торгов возможна только при предоставлении следующих документов:

  • заявление об участии в аукционе (2 экземпляра);
  • предоставленная банком справка, которая подтверждает факт внесения задатка;
  • заявление на осуществление процедуры приватизации (2 экземпляра);
  • нотариально заверенная копия паспорта и оригинальный документ;
  • согласие на заключение договора купли-продажи со стороны супруга/супруги (для граждан, состоящих в браке);
  • идентификационный номер (копия);
  • справка, подтверждающая, что администрация оповещена о намерении гражданина приватизировать объект.

Это полный пакет необходимых для участия в аукционе бумаг.

Нарушения

Заключение сделок по купле-продаже рекомендуется производить под руководством специалиста.

В противном случае можно стать жертвой нарушения правовых норм, регулирующих процедуру проведения аукциона:

  1. преступного сговора заинтересованных лиц с местными властями;
  2. допуск на торги только ограниченного круга лиц («своих» людей), что негативно сказывается на нормальной конкуренции.

Кроме того, консультация с опытным юристом поможет избежать совершения элементарных ошибок при составлении документов.

Размер госпошлины

На данный момент размер госпошлины, выплачиваемой физическими лицами, равняется 2,5 тысячи рублей, а юридическими – 22 тысячи рублей.

Вопросы и ответы

Ниже приведены наиболее частые вопросы, касающиеся оформления в собственность нежилых объектов, и ответы на них.

Сколько времени занимает

На полное завершение процедуры приватизации нежилого помещения уходит около 3-х месяцев.

Могут ли отказать

  • За административным органом сохраняется право отказать в проведении процедуры приватизации, если претендующее на получение прав собственности лицо не соответствует установленным требованиям (например, не может предоставить все необходимые бумаги).
  • Аналогичный результат даёт наличие ошибок в документации, отсутствие своевременной выплаты и т.д.

Можно ли оформить в аварийном здании

Приватизировать нежилые помещения аварийного здания невозможно.

Жилые и нежилые помещения в аварийном доме запрещается приватизировать законодательно.

Признание сделки незаконной

Некоторые пытаются выяснить, можно ли признать незаконной уже проведённую приватизацию.


Ответ в данном случае положительный, особенно это касается случаев, когда были обнаружены ошибки в документации или выявились доказательства нечестного проведения торгов.

Отмена приватизации

Судебная практика показывает, что иногда гражданам требуется отказаться от права собственности на ранее приватизированное нежилое помещение.

Как отменить подобную процедуру?

Данное действие осуществляется в судебном порядке в течение трёх лет с момента регистрации права собственности.

Это основная информация по данному вопросу. Внимательное её изучение позволит получить нежилую недвижимость в собственность максимально быстро.

Видео: «Юридическая помощь, консультация»

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here