Как оформить право собственности на квартиру

В настоящее время законы Российской Федерации позволяют гражданам при определённых условиях и соблюдении ряда требований закреплять за собой право собственности на жилые и иные имущественные объекты.

Большая часть соответствующих нормативно-правовых актов отражена в Гражданском кодексе РФ, где приводятся все права и обязанности собственника жилья.

Что это такое

Право собственности на жилой объект (квартиру, дом, долю жилплощади) – это имущественное право гражданина, которое может быть подтверждено соответствующими документами.

Оно позволяет владельцу распоряжаться недвижимостью по своему усмотрению на законных основаниях.

Отличие владельца от жильца

Человек, у которого есть прописка, может пользоваться теми благами и возможностями (уведомительными правами), которые предоставляются всем зарегистрированным гражданам:

  • проживать по адресу регистрации и пользоваться находящимися там объектами имущества;
  • отдавать детей в бюджетные детские сады и школы;
  • получать госсубсидии и льготы;
  • устраиваться на работу;
  • производить оформление ИП, ИНН или страховки;
  • прописывать на той же жилплощади своего ребёнка не получая разрешения от других лиц (но уведомляя владельца жилья).

У собственника жилого объекта к указанному перечню добавляется ещё несколько прав, в том числе возможность:

  • прописывать и выписывать лиц с российским гражданством, независимо от наличия родственной связи с ними;
  • отчуждать квартиру путём:продажи, дарения, передачи по наследству;
  • проводить перепланировку жилища (при согласовании с БТИ);
  • оформлять недвижимость в качестве залога.

Очевидно, что владелец квартиры обладает заметными преимуществами в сравнении с теми гражданами, которые просто прописаны в ней.

Однако именно на него возлагаются обязанности по содержанию самого жилого помещения и общедомового имущества в здании, где находится квартира (включая организацию вывоза мусора).

Иначе обстоят дела с муниципальным жильём, которым владеет государство. Там лица с постоянно пропиской имеют равные друг с другом права, а для совершения с квартирой любых юридически значимых действий требуется согласие от каждого из официально зарегистрированных жильцов.

Если же человек с пропиской в муниципальной квартире не будет участвовать в приватизации квартиры, то за ним сохранится право на пожизненное проживание в ней.

Если срок действия прописки закончился, то, даже имея право собственности на квартиру, выселить жильца самостоятельно нельзя.

Этим вопросом, как и принудительным снятием с регистрационного учёта, может заниматься только суд.

Видео: «Как оформить право собственности на основании договора долевого участия»

Перечень возможностей зарегистрированного

В зависимости от того, как и в какой именно квартире был зарегистрирован гражданин, его правовые возможности могут заметно отличаться.

В муниципальной

Получение возможности проживания в муниципальном жилище и ряда сопутствующих прав является результатом заключения договора социального найма.

Но в ряде случаев граждане лишаются полученных возможностей:

  • после смерти (если гражданин был единственным жильцом);
  • при разрушении или значительном повреждении жилого объекта;
  • при регулярном нарушении прав соседствующих граждан;
  • при несогласованном с соответствующими органами использовании жилья не по назначению;
  • при отсутствии выплат в течение более чем полугода.

Наконец, жильцы могут сами принять решение о расторжении договора соцнайма и последующем его снятии с регистрационного учёта.

В приватизированной

Если у гражданина оформлена регистрация в уже приватизированном жилище, то у него есть:

  • равная с остальными зарегистрированными членами семьи возможность использования жилплощади (если иное не предусмотрено специальным договором) в соответствии с её назначением;
  • возможность прописывать своих детей и других близких родственников (по согласованию с владельцем, за исключением случаев, когда ребёнку меньше 14 лет);
  • обязанность максимально способствовать сохранности жилья.

Приведённые пункты также относятся к лицам с ограниченной по решению суда дееспособностью (если иного не было указано в дополнительных соглашениях).

Если владелец приватизированной квартиры утратит свои имущественные права, то и все ранее прописанные в ней граждане больше не смогут ею пользоваться.

По месту проживания

Место проживания (жительства) – это место, где человек живёт постоянно или большую часть времени.

Регистрацию по месту проживания обычно получают лица, находящиеся с собственником в близкородственных отношениях (дети, супруги, родители).

Наличие такой прописки позволяет проживать в квартире, но не предоставляет права собственности (ни на весь жилой объект, ни на его долю) или возможности распоряжаться недвижимостью.

У владельца объекта, такое право, напротив, имеется (он может продавать, дарить свою квартиру или передавать по наследству).

По месту пребывания

Регистрация по месту пребывания должна быть оформлена в течение трёх месяцев со дня прибытия в другой населённый пункт.

Она имеет статус временной (остаётся действительной не более 5 лет) и не может являться основанием для получения права собственности на долю в любом жилом помещении.

Прописка в квартире с правом собственности

Понятие «прописка с правом собственности на жилое помещение» было выведено из обихода и больше не используется.

Что это такое

Подобный вариант постоянной регистрации отличается тем, что при её оформлении гражданин становится совладельцем жилья.

Прописку постоянного характера можно получить только с одобрения владельца квартиры.

Однако, если собственник жилья решит продать или подарить его, то выписать уже зарегистрированного жильца можно будет только в судебном порядке.

Более того, постоянная регистрация позволяет гражданину прописать на жилплощади своих детей младше 18-ти лет, не заручаясь согласием её владельца, а, значит, процесс выписки будет проходить с участием прокурора и органов опеки и попечительства.

Чтобы предотвратить подобные сложности, рекомендуется регистрировать жильцов временно.

В этом случае право пользования квартирой утрачивается гражданином в момент истечения срока действия прописки.

Для принудительного выселения лиц с недействительной регистрацией достаточно лишь судебного иска от владельца.

Возможна ли

Стать совладельцем квартиры при наличии постоянной прописки можно только в том случае, если жилой объект не был приватизирован.

Приватизация – это безвозмездная передача в частную собственность объектов из государственного или муниципального жилого фонда.

Претендовать на свою долю в приватизируемой квартире могут все прописанные в ней лица.

Воспользоваться возможностями программы бесплатно можно только единожды за всю жизнь, поэтому тем, кто претендует на повторное получение жилплощади, придётся оплатить её, как при обычной покупке жилья.

Повторное получение жилья в собственность на бесплатной основе доступно только тем, кто в первый раз участвовал в программе в возрасте до 14 лет.

На квартиру

Получение доли в государственной квартире на основании прописки осуществляется в соответствии с общими правилами проведения приватизации.

Если же жильё уже находится в частной собственности, то постоянная регистрация не будет основанием для получения на него аналогичных прав.

Недвижимость может перейти во владение только на основании договора:

  • купли-продажи;
  • дарения;
  • пожизненной ренты;
  • цессии (по такому соглашению производится переуступка прав собственности на квартиру в новостройке до сдачи дома в эксплуатацию).

В остальных случаях рассчитывать на получение права собственности на недвижимость не стоит.

Ребенка

Каждый ребёнок обладает неотъемлемым правом получения прописки по месту проживания любого из своих родителей.

  • Если регистрацию оформляет мать, то процедура осуществляется по упрощённой форме (достаточно только подать соответствующее заявление).
  • Отцу же в аналогичной ситуации потребуется получить от матери письменное согласие.
  • Если ребёнка регистрируют в государственной квартире, то в случае приватизации он обязательно становится её совладельцем.
  • На жильё, находящееся в частной собственности он не будет иметь никаких прав.

Порядок оформления

При оформлении права собственности на недвижимость в 2019 году следует учесть несколько значимых нюансов.

Изменения в законодательстве

До недавнего времени лица, желавшие узаконить своё право собственности, интересовались тем, как выглядит документ, который они получат после регистрации. Но теперь этот вопрос потерял свою актуальность.

Начиная с лета 2019 года, выпуск свидетельств о государственной регистрации был прекращён.

Вместо них гражданам предоставляется специальная выписка из ЕГРН.

Подобную бумагу можно было получить и раньше. Однако, до того как свидетельство о праве собственности на квартиру отменили, она использовалась лишь как дополнительное подтверждение статуса владельца жилья и только потом стала единственным доказательством наличия имущественных прав.

Какие нужны документы и требования к ним

Процедура оформления права собственности не связана с какими-либо сложностями.

Собственнику квартиры достаточно предоставить сотрудникам Росреестра перечень необходимых бумаг:

  • заявление о регистрации недвижимости (обычно уполномоченные сотрудники заполняют его самостоятельно, после чего нужно лишь прочитать документ и при отсутствии возражений подписать);
  • паспорт заявителя (его копию, если документы отправляются по почте);
  • договор купли-продажи, дарения, мены или другой документ явившийся основанием для получения права собственности (2 подлинника, если у него простая письменная форма, или подлинник с копией, если он был заверен нотариусом);
  • нотариально заверенное согласие супруга бывшего владельца на осуществление сделки;
  • оформленное в письменном виде согласие от органов опеки на распоряжение жилым объектом (если одним из прежних собственников являлся недееспособный или не достигший совершеннолетия гражданин).

Сотрудник Росреестра, принявший заявление, обязательно должен будет предоставить расписку, подтверждающую факт получения документов.

Госпошлина

Установленный размер госпошлины за регистрацию права собственности на недвижимость составляет 2 тысячи рублей для физических лиц. Платёж должен быть произведён не позднее, чем через 5 дней со времени подачи документов, иначе они будут возвращены без рассмотрения.

Но лучше всего, если госпошлина будет оплачена заранее и с учётом ряда значимых моментов:

  • деньги нужно отправлять по месту обращения за регистрацией (с необходимыми реквизитами можно ознакомиться на официальном сайте Росреестра);
  • вносить средства можно двумя способами: наличным (подтверждается квитанцией) или безналичным (подтверждается платёжным поручением с пометкой о том, что оно было исполнено);
  • если квартира оформляется как долевая собственность, то каждый из собственников оплачивает часть госпошлины от своего имени (для определения этой суммы нужно умножить 2 тысячи рублей на размер доли);
  • если собственниками становятся дети младше 14-ти лет, то госпошлину за них от своего имени оплачивают родители.

В тех случаях, когда у граждан есть документ, подтверждающий их малообеспеченность, они освобождаются от уплаты госпошлины.

Куда обращаться

Сама регистрация осуществляется Росреестром, но подать документы можно не только в территориальное, но и в любое другое подразделение данного ведомства.

Также для этих целей можно воспользоваться услугами:

  • МФЦ (весь список центров, занимающихся госрегистрацией имущественных прав, указан на сайте Росреестра);
  • почты (отправление обязательно должно иметь объявленную ценность, опись вложенных нотариально заверенных документов и уведомление о вручении);
  • интернет-портала «Госуслуги» и официального сайта Росреестра (допускается только при наличии квалифицированной электронной подписи).

Ветераны и инвалиды ВОВ, а также инвалиды I и II группы, являющиеся заявителями-собственниками, могут передать документы сотруднику Росреестра, который прибудет по указанному ими адресу.

Выездной приём осуществляется на бесплатной основе.

Сроки

О том, насколько успешно осуществляется процесс регистрации, Росреестр уведомляет заявителя путём отправки электронных сообщений или СМС (при отсутствии электронного адреса).

  • При подаче заявления в основное ведомство процесс регистрации длится не дольше семи рабочих дней (со времени приёма бумаг), а при обращении в МФЦ он увеличивается на 2 дня.
  • В случаях, для которых предусмотрены сокращённые сроки (оформление права собственности на основании завещания или сделки, заверенной нотариусом), длительность рассмотрения заявки сокращается на 4 дня в обоих случаях.
  • Если необходимые документы предоставляются в электронном виде, то процедура завершится в течение одного рабочего дня.

Когда разрешение на прописку не требуется

Разрешение на прописку не требуется в нескольких случаях:

  • если нужно зарегистрировать новорожденного или несовершеннолетнего ребёнка, один из родителей которого уже прописан на рассматриваемой жилплощади;
  • если регистрация требуется близкому родственнику (достаточно письменного ходатайства от владельца квартиры);
  • если прописывается дольщик недвижимого имущества.

В иных ситуациях без такого разрешения будет не обойтись.

Оформить уже полученное право собственности на квартиру нетрудно, а вот получить его, имея лишь прописку, могут только лица, занимающие муниципальную жилплощадь.

Таким образом, наличие регистрации и права владения – почти не зависящие друг от друга вещи, что всегда следует учитывать любым заинтересованным лицам.

Видео: «Новый закон о регистрации недвижимости»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here