Прогнозный план приватизации муниципального имущества

В РФ начало приватизации приходится на 1991 год, когда законом были определены главные цели преобразования государственной собственности в частную.

Законодательством установлены способы проведения процедуры приватизации.

Основной нормативно-правовой акт, в соответствии с которым осуществляется разработка прогнозного плана приватизации — Закон № 178—ФЗ.

Общие сведения

Возможность покупки имущества напрямую зависит от того, намерено ли государство продавать собственность. Перечень реализуемых объектов содержится в оформленном и утвержденном базовом документе — прогнозном плане приватизации.

Подобная форма передачи прав собственности предполагает возмещение стоимости объекта владельцу.

Планирование приватизации — первая стадия передачи актива в частные руки.

Условия и порядок проведения процедуры регламентируется Законом № 178—ФЗ.

В рамках планирования утверждается перечень объектов, подлежащих продаже. Приватизация заканчивается оформлением соответствующего договора и регистрацией права собственности.

Договор представляет собой правоустанавливающий документ, который содержит информацию об условиях передачи права собственности и стоимости объекта.

Что это такое

Прогнозный план или как его еще называют, программа приватизации, представляет собой перечень государственных объектов, подлежащих передаче в частные руки.

Способы приватизации муниципального и госимущества:

  • преобразование УП в АО;
  • продажа муниципального и госимущества на аукционе, при помощи публичного предложения, без объявления стоимости или на конкурсе;
  • реализация акций ОА на аукционе, рынке ценных бумаг, по итогам доверительного управления;
  • внесение муниципальной или госсобственности в форме вклада в уставной капитал АО;
  • продажа за пределами РФ государственных акций ОАО.

Видео: «Жилищное право»

Законодательство

  • Процедуру передачи прав собственности на муниципальное и государственное имущество регулирует Закон № 178—ФЗ от 12 декабря 2001 года. Этот документ устанавливает порядок утверждения и принятия прогнозного плана приватизации федерального имущества.
  • Статьей 7 Закона № 178—ФЗ регламентируется подготовка и вступление в действие прогнозного плана на государственном уровне.
  • В ст. 10 Закона № 178—ФЗ описан принцип составления плана приватизации муниципального имущества в соответствии с нормативно—правовыми актами, принятыми местными исполнительными и представительными органами власти.
  • Проведение приватизации госимущества регулирует ФЗ № 2284, действующий с 1993 года, а также Постановления Правительства РФ №584 и № 585, утвержденные в 2002 году.

Прогнозный план приватизации

Прогнозный план составляется в соответствии с посланием президента РФ.

Документ должен разрабатываться в соответствии с правилами, отвечать целям и решать задачи приватизации муниципального и госимущества.

Отвечая на вопрос необходим ли подобный документ, можно с уверенностью сказать, что без прогнозного плана провести процедуру приватизации будет сложно.

Основные правила прогноза

Прогнозный план будет считаться действительным, если в него будет включена следующая информация:

  • о федеральных госпредприятиях (унитарных), сокращенно — ФГУП;
  • об акциях акционерных обществ, находящихся в госсобственности;
  • сведения о госимуществе, подлежащем передаче в частные руки.

В документе обязательно должна быть характеристика госимущества, которое планируется реализовать. В план включается информация о сроках проведения приватизации.

По окончании периода, на который был составлен прогнозный план, госорганы представляют отчетность об исполнении.

Цели и задачи

Основными задачами и целями приватизации государственного и муниципального имущества являются:

  1. Пополнение бюджета за счет платежей от передачи права собственности на имущество.
  2. Увеличение эффективности распоряжения и управления муниципальным и госимуществом благодаря тому, что оно будет находиться в частной собственности.
  3. Убыточные предприятия и непрофильные активы являются обузой, передача их в частную собственность значительно снижает нагрузку на бюджет.

План приватизации предполагает поэтапную передачу прав собственности на госимущество в частные руки.

Не могут быть приватизированы объекты, которые имеют стратегическое значение.

Порядок составления

Прогнозный план приватизации составляется в письменном виде непосредственно Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.

Для обеспечения полноты программы и учета всех нюансов в процессе разработки принимается во внимание инициатива федеральных исполнительных органов. Прогнозный план должен быть составлен в соответствии с существующими правилами. 

Субъект планирования

Утверждение проекта прогнозного плана приватизации находится в компетенции Правительства РФ.

На муниципальном уровне подобные документы утверждаются местными органами исполнительной власти.      

Подлежащее имущество

Действие Закона № 178—ФЗ распространяется на все экономические и промышленные объекты, за исключением имущества, упомянутого в ст. 3 этого закона.

В части 2 ст. 7 Закона № 178—ФЗ содержится перечень имущества, находящегося в госсобственности, которое подлежит передаче в частные руки:

  • госпредприятия;
  • список акций, принадлежащих государству;
  • процент уставного капитала юрлиц;
  • другие объекты, которые не упоминаются в ст. 3 закона № 178—ФЗ.

Это госимущество включается в программу и если оно по каким—то причинам не реализуется в соответствии с прогнозным планом, то может включаться в план на следующий период.


Запрещена приватизация госимущества с применением Закона № 178—ФЗ:

  • земельного участка (исключение составляет земля, находящаяся под домами в городе или на территории сельского поселения);
  • природных и сырьевых ресурсов;
  • объектов, которые включены в госрезерв;
  • стратегических и представляющих историко—культурную ценность активов;
  • жилых объектов.

Все вышеперечисленные группы не могут быть включены в общий список, их приватизация производится в особом режиме.

С 2019 года появилась возможность приватизации для застройки земли по дачной амнистии.

Оформить участок в собственность можно до 01.03.2018 года.

Срок передачи права собственности на дачные наделы земли от государства частным лицам продлен до 2020 года.

Кем утверждается

Прогнозный план утверждается Правительством РФ каждый год.

Особенности утверждения содержатся в статьях 7 и 8 Закона № 178—ФЗ.

На какой срок

План приватизации утверждается на период от одного года до трех лет.

Решение об утверждении подобного документа обязательно включает ссылку на сроки претворения его в жизнь.

Срок действия прогнозного плана устанавливается органом, который отвечает за разработку и утверждение этого документа.

На какие объекты распространяется

В качестве объектов выступает муниципальное и государственное имущество, подлежащее приватизации в соответствии с законом, принятым в 2001 году.

Основными объектами приватизации являются:

  • имущество унитарных предприятий, являющихся собственностью государства;
  • акции, находящиеся в собственности государства или муниципалитета.

Программа на 2019 год

Программа приватизации разрабатывается после того, как отчетный период будет завершен.

Причем план может иметь разное содержание в зависимости от субъекта федерации, в котором он будет осуществляться.

Например, существует прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2019 год, в соответствии с которым в Московской области будут проводиться мероприятия:

  • реструктуризация госсектора экономики региона;
  • создание благоприятных условий для развития рыночных отношений экономического роста в области;
  • пополнение бюджета за счет передачи прав собственности на госимущество в частные руки.

Правительством Московской области определяются точные условия приватизации в процессе ее проведения.

Все решения уполномоченного органа должны соответствовать законодательству с учетом положений, действующих в этом регионе.

Составление отчета о выполнении

После того как процедура приватизации завершена производится утверждение отчета об исполнении прогнозного плана.

Процесс составления и утверждения отчета регулируется ст. 9 Закона № 178—ФЗ и включает:

  • Правительство РФ представляет отчетность об исполнении прогнозного плана приватизации;
  • Государственная дума РФ рассматривает и утверждает представленный отчет;
  • отчет представляется не позже 1 мая года, который следует за отчетным периодом;
  • отчетность размещается в интернете, ее может просмотреть каждый желающий.

Консолидированный отчет исполнения прогнозного плана приватизации содержит список объектов, которые были проданы.

В отчетности содержится информация о способах реализации госимущества, сроках и стоимости, по которой объекты были проданы.

Кто может претендовать на такое имущество

Статьей 5 Закона № 178—ФЗ определена категория лиц, которые могу претендовать на передачу права собственности государственного и муниципального имущества.

Не могут принять участие в приватизации юридические лица:

  • учреждения и предприятия, относящиеся к категории муниципальных и государственных;
  • компании, в уставном капитале которых доля публичных образований составляет более 25%.

Других ограничений на приватизацию муниципального и госимущества законодательством не предусматривается.

Вопросы и ответы

Основные вопросы, возникающие при передаче прав собственности на активы, принадлежащие муниципалитету или государству:

  • по каким причинам объект не включается в перечень;
  • возможно ли внесение изменений в прогнозный план;
  • почему прогнозный план приватизации не выполняется.

Почему объект может быть не включен в список

В прогнозный план приватизации включаются исключительно объекты, соответствующие требованиям Закона № 178—ФЗ.

Местные исполнительные органы имеют право самостоятельно составлять перечень реализуемых объектов недвижимости.

Когда возможно внесение изменений

Закон № 178—ФЗ описывает несколько способов приватизации федерального имущества, начало конкретной процедуры определяется решением уполномоченного органа.

Внесение изменений в прогнозный план возможно только до того как будет определен новый владелец.

В случае, когда продажа имущества фактически не была начата, включение в прогнозный план допустимо, с условием утверждения уточнений Правительством РФ.

Какие поправки должны быть внесены в прогнозный план, решают профильные ведомства и министерства, контролирующие использование объектов, относящихся к госимуществу.

Причины невыполнения

Главная причина невыполнения прогнозного плана приватизации муниципального и государственного имущества — отсутствие желающих стать владельцами реализуемых объектов.


Некоторые категории имущества неэффективны, что обуславливает поиск покупателей различными способами, в том числе и без установления первоначальной стоимости реализуемых активов.

Важные нюансы

  • Унитарные предприятия, которые являются собственностью государства убыточными быть не должны. Для обеспечения этого условия усиливается надзор за руководителями и совершенствуются взаимоотношения с ними.
  • Реализация плана приватизации предполагает комплексный подход. Повышается квалификация госслужащих и параллельно увеличивается степень ответственности за принятия нормативных документов и внесение в них поправок.
  • На 2019 — 2020 годы запланирована радикальная приватизация крупнейших компаний, и уменьшение в них части, принадлежащих государству акций. Сокращение прямого участия государства в экономике становится следующим этапом в области приватизации.

Распоряжением Правительства РФ № 227—р от 08.02.2017 года был утвержден прогнозный план приватизации федерального имущества на 2019—2019 годы.

Видео: «Приватизация квартир»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here