Как прописать человека в квартиру

Прописать человека в квартиру просто, если обращающийся точно знает, какие от него потребуются документы, какой тип прописки необходим и в какое ведомство следует обращаться для решения данного вопроса.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 110-56-12 (Москва)

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

8 (800) 222-69-48 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Но прежде нужно разобраться в том, что такое прописка, для чего она может быть необходима и нужно ли согласовывать её получение с владельцем жилого объекта.

Что это такое

С точки зрения законодательства термин «прописка» потерял свою актуальность в 1993 году.

В последующий период (включая 2019 год) гражданам предоставлялась возможность получить постоянную, либо временную регистрацию.

Поэтому правильнее будет узнавать не о том, как прописать, а о том, как зарегистрировать человека в квартиру.

Регистрационная деятельность предназначена для осуществления учёта граждан и их перемещений внутри страны. Процесс регистрации регулируется законом «О свободе передвижения» и административными нормативными актами.

Тем, кто решит проигнорировать положения этих законов, следует помнить о том, какие могут быть последствия при их несоблюдении (штрафные санкции, уголовная ответственность и т.д.)

Куда обратиться

Чтобы оформить регистрацию, следует обратиться в ГУВМ МВД России (ранее ФМС) или паспортный стол по месту жительства со всей необходимой документацией. Там же можно узнать, что нужно сделать, чтобы получить прописку.

Видео: «Когда нужно прописать новорожденного в квартиру»

Необходимые документы

Для получения прописки, потребуется предъявить следующие документы:

  • паспорт (не просроченный оригинал без повреждений и со всеми верными на момент обращения данными);
  • свидетельство о рождении (предъявляется вместо паспорта, если регистрируемый гражданин младше 14 лет);
  • листок убытия (необходим только в том случае, если с предыдущего места жительства гражданин был выписан заранее);
  • заявление (для его оформления используется специальный бланк, который предоставляется сотрудниками регистрирующего органа).

Вместе с регистрируемым (если он сам не является владельцем жилья) должен обратиться собственник жилплощади, который также предъявляет несколько бумаг:

  • правоустанавливающую документацию на квартиру (справка из ЕГРН, либо договор соцнайма, если жильё муниципальное);
  • письменное и нотариально заверенное согласие всех совладельцев на оформление прописки (в случае с неприватизированным жильём потребуется согласие муниципалитета);
  • заявление собственника (может быть написано в произвольной форме, содержит краткую характеристику жилья и основную информацию прописываемом человеке).

Оформление прописки любого типа требует наличие одного и того же набора документов.

Единственное различие – содержание заявление, в котором уточняется, как именно будет зарегистрирован гражданин (временно или постоянно).

Сотрудники регистрирующих органов не могут требовать в процессе оформления прописки документы, не предусмотренные законом.

Образец заявления

К пакету документов обязательно должно быть приложено заявление о регистрации по месту жительства (форма №6).

Образец заполнения данного документа представлен во всех региональных и муниципальных отделения ГУВМ МВД.

Бланк может быть заполнен как вручную, так при помощи машинописного текста. Записи не должны содержать исправлений, описок или помарок.

Срок оформления

Если все документы в порядке и заявление заполнено верно, то прописка может быть оформлена сразу же (на момент обращения). При этом в паспорт ставят специальный штамп о регистрации.

Однако рассмотрение заявки может быть и более длительным:

  • 3-10 дней, если требуется постоянная прописка;
  • 10-14 дней, если требуется временная прописка.

При выписке гражданина с постоянного места жительства, то у него есть ещё 7 дней для того, чтобы вновь прописаться по другому адресу.

В случае временного переезда (с сохранением прежней прописки) на регистрацию отводится 90 дней.

Особенности прописки в квартиру

Оформление прописки может осуществляться по разным схемам в зависимости от того, кого нужно прописать и какой статус имеет жилой объект.

Купленную или подаренную

При постановке на учёт собственника и членов его семьи, заселившихся в ипотечную, купленную или подаренную квартиру, никаких сложностей не возникает, однако при регистрации сторонних людей приходится учитывать некоторые дополнительные нюансы.

Приватизированную

Если прописку в приватизированной квартире желает получить один из совладельцев жилого объекта, то согласие других собственников ему не нужно.

Для сторонних лиц ситуация противоположная, однако согласие прописанных жильцов без права собственности всё равно не учитывается.

Муниципальную

Если недвижимость является муниципальной и регистрация нужна не родственнику одного из жильцов, то потребуется получить согласие местной администрации, комитета по управлению имуществом и иных ведомств.

В ином случае (когда нужно прописать родственника) необходимо присутствие в паспортном столе вех зарегистрированных в квартире лиц (кроме несовершеннолетних).

Коммунальную

При регистрации в коммунальной квартире сотрудник, принимающий документы, может потребовать предоставления письменного согласия на проведение процедуры от каждого из жильцов.

Но это актуально только для тех случаев, когда жилой объект является общей собственностью.

Права жильца

Права жильца заметно отличаются от прав владельца, поскольку первый не может распоряжаться жилым объектом по своему усмотрению (то есть продать, подарить, обменять и т.д.).

  • У него есть только право проживать по адресу регистрации.
  • За жильцом также закрепляются обязанности по сохранению первоначального вида и целостности того помещения, в котором он живёт.

Владелец квартиры может попытаться выселить жильца в судебном порядке.

Но в некоторых случаях это оказывается невозможным (например, если зарегистрированный гражданин – бывший родственник, у которого нет другого места жительства).

Несовершеннолетнего ребенка

Если осуществляется регистрация ребёнка младше 14 лет, то ему не обязательно присутствовать при подаче документов.

В проведении процедуры принимают участие только родители и собственник квартиры.

Супруга

Прописка мужа в квартире жены (или жены в квартире мужа) должна быть оформлена в течение 7 дней с момента снятия с регистрации по предыдущему месту жительства.

Для оформления регистрации потребуются только паспорта мужа и жены, а также заявление от принимающей стороны или собственника (если принимающая сторона не является владельцем квартиры).

Продажа, дарение или обмен жилого объекта, от лица прописанного супруга невозможен, но для того, чтобы снять его с учёта, нужно будет обращаться в суд.

Риски

Основные опасения относительно регистрации связаны с тем, что владельцы жилых объектов бояться потерять право собственности на них (полностью или частично).

Однако необходимо знать, что право собственности и наличие прописки (даже постоянной) – это вещи, не зависящие друг от друга.

Из более реальных поводов для опасения можно указать:

  • регистрацию лиц, не достигших совершеннолетия (детей невозможно выписать с жилплощади даже в судебном порядке, если им некуда выселяться);
  • увеличение числа зарегистрированных жильцов (от этого напрямую зависит размер выплат за коммунальные услуги);
  • наличие кредитных обязательств у одного из жильцов (если этот человек не будет своевременно осуществлять выплаты по кредитам, то искать его будут, прежде всего, по месту регистрации, а это может доставить огромные неудобства).

Никаких иных проблем, связанных с регистрацией посторонних лиц, у собственника возникнуть не может.

Чтобы полностью обезопасить себя владелец жилья может оформить жильцам временную прописку, которая по истечении определённого срока будет аннулирована автоматически.

Если говорить об опасениях жильцов, то их чаще волнует, может ли собственник выписать человека из квартиры без его желания. Эти страхи оправданы, поскольку хозяин жилплощади может обратиться для этого в суд, где его требования могут быть признаны обоснованными.

Виды регистрации

Регистрация – это документ, который выдаётся в случае, если гражданин предоставляет информации о своём местонахождении на территории страны.

Постоянная

Постоянная регистрация оформляется на адрес, где гражданин проживает постоянно.

Сведения об этом вносятся в паспорт. При оформлении новой постоянной регистрации прежняя прописка автоматически аннулируется.

Временная

При оформлении временной регистрации сведения о месте пребывания человека вносятся в простой бумажный бланк установленной формы.

Прежняя (постоянная) прописка в этом случае остаётся действительной.

Продолжительность действия временной регистрации в муниципальных объектах составляет не более полугода, а в приватизированных – до 5 лет. По истечении указанного срока она аннулируется.

Что даёт

Регистрация по месту жительства даёт гражданину право:

  • проживать по указанному в документах адресу;
  • официально трудоустраиваться;
  • отдавать своих детей в бюджетные детсадовские и школьные учреждения по месту жительства;
  • оформлять и получать льготы и пособия;
  • оформлять официальные документы (медполис, ИНН и т.д.);
  • пользоваться услугами государственных поликлиник и больниц по месту проживания.

Соответственно, отсутствие регистрации создаёт определённые сложности для активного ведения социальной жизни.

Вместе с тем, её наличие не говорит о том, что у проживающего есть имущественные права на занимаемую жилплощадь.

Способы

Помимо личного обращения в ответственные ведомства есть ещё два дополнительных способа прописать гражданина.

Через Госуслуги

Для использования данного метода потребуется предварительная регистрация на портале.

Если она уже имеется, то заявителю необходимо:

  1. Открыть страницу интернет-портала «Госуслуги»;
  2. Перейти в нужный раздел;
  3. Указать вариант обращения (электронный);
  4. Внести в форму заявления все необходимые сведения;
  5. Отправить заявку на рассмотрение.

После совершения указанных действий в личный кабинет заявителя должно поступить сообщение, в котором будет указано, в какой день и во сколько ему потребуется лично посетить выбранное отделение ГУВМ МВД со всеми необходимыми документами.

Через МФЦ

Многие считают обращение в МФЦ наиболее подходящим способом подачи документов на получение прописки, поскольку такие центры:

  • имеют удобный рабочий график;
  • функционируют по принципу «одного окна» (сдача и получение бумаг происходит в одном и том же месте);
  • зачастую расположены в шаговой доступности;
  • оказывают консультативные услуги.

Прописка, полученная в МФЦ, не будет отличаться от обычной, поскольку все полученные от граждан сведения (как и в остальных случаях) передаются в ГУВМ МВД, где и осуществляется процедура регистрации.

Сколько стоит

Оформление прописки – бесплатная услуга, хотя ежегодно многие умудряются спекулировать на предоставлении регистрации.

Её стоимость может быть различной в зависимости от вида, длительности действия и региона, в котором она предоставляется.

Вопросы и ответы

Несмотря на всю прозрачность процедуры регистрации, некоторые моменты требуют дополнительного пояснения.

Можно ли зарегистрироваться в отсутствии собственника

В отсутствие собственника зарегистрироваться по адресу проживания может арендатор жилья.

При этом за ним остаётся право не уведомлять владельца квартиры о произведённой процедуре.

Впрочем, он всё равно об этом узнает, если ознакомится с содержанием квитанций на оплату коммунальных услуг, где будет указано, что число жильцов изменилось.

Также собственник получит специальное уведомление, где будет указано, что в его квартире зарегистрировался новый жилец.

Право на прописку без получения согласия владельца жилья есть у ребёнка младше 14 лет, если его родители (родитель) уже прописаны по данному адресу.

Почему могут отказать

Заявление о регистрации может быть отклонено, если:

  • нет документа, подтверждающего факт проживания по указанному в заявке адресу;
  • в договоре аренды присутствуют какие-либо ошибки (поэтому желательно проверить его заранее);
  • не было получено согласие собственника жилья.

Также весомым основанием для отказа является наличие социально опасного заболевания (например, туберкулёза или эпилепсии).

Сколько человек можно зарегистрировать на одной жилплощади

Для приватизированного жилья отсутствуют ограничения по количеству прописанных человек.

Однако при попытке зарегистрировать человека в муниципальной квартире можно получить отказ, если в случае его заселения количество квадратных метров жилплощади в расчёте на одного человека не будет соответствовать установленной учётной норме.

В муниципальных объектах число жильцов ограничено общей площадью жилого объекта.

Поэтому рекомендуется заранее узнать, сколько человек проживает в квартире и самостоятельно определить, можно ли зарегистрировать там ещё кого-то.

Разобраться с тем, как прописать человека в квартиру к собственнику жилья, несложно. Основные принципы получения регистрации в любом жилом объекте за долгое время почти не претерпели изменений.

Главное требование, которое нужно соблюсти – получить согласие от владельца квартиры, а дальнейший ход процедуры вряд ли отнимет много времени или сил.

Видео: «Как прописаться в квартире: пошаговая инструкция»

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here