Как правильно оформить приватизацию квартиры

Оформление приватизации квартиры происходит в несколько этапов: подготовка необходимых документов, рассмотрение заявки в администрации, подписание договора и оформление права на собственность в Росреестре или многофункциональном центре.

Каждый этап сопряжен с различными нюансами.

Что это

Приватизация — это передача государственной или муниципальной собственности частному лицу, на которое зарегистрирован договор социального найма.

Под собственностью здесь понимаются жилые помещения.

Граждане имеют право приватизировать любое жилье, за исключением случаев, указанных в законодательстве.

К ним относятся служебные квартиры, аварийный фонд, жилплощадь в военных городках.

Оформление прав осуществляется в виде сделки и скрепляется договором.

Передающей стороной выступает исполнительный орган города или поселения, приобретателем — один человек или группа лиц.

Законодательство

Приватизационный процесс проходит согласно нормам законодательства:

Видео: «Можно ли оспорить приватизацию»

Какие гос органы несут ответственность

Оформление приватизации квартиры ведется при участии нескольких органов.

  • Техническая документация на жилье перед началом приватизации оформляется в БТИ.
  • Передачей прав занимается жилищный отдел. К примеру, в Москве отделы существуют в каждом районе, в поселениях и небольших городах есть отделение при администрации городского или районного значения.
  • Если в списке участников есть несовершеннолетние дети, потребуется разрешение из органов опеки.
  • После того, как договор на приватизацию оказывается у вас в руках, необходимо зарегистрировать право собственности в Росреестре.

Приватизация квартиры

Чтобы переоформить квартиру, необходимо пройти несколько этапов:

  1. Получить согласие или отказ от всех жильцов, которые имеют право участвовать в приватизации.
  2. Подготовить документы и справки.
  3. Написать заявление в Администрации или МФЦ.
  4. Явиться для подписания договора о передаче имущества частному лицу.
  5. Зарегистрировать право на собственность в Росреестре.

Плюсы и минусы

У приватизации есть несколько неоспоримых плюсов:

  1. Владелец может без лишних усилий сдать жилье в аренду, продать, оформить дарственную, оставить в наследство.
  2. По закону человек прописывается лишь в одном месте. Собственник может владеть неограниченным количеством жилплощади.
  3. Законный владелец имеет право зарегистрировать на своей территории или выписать любого человека.
  4. Жилье может послужить залогом на кредит.
  5. Выселение из приватизированного жилья происходит только после решения суда. Если квартиру за долги решат продать с молотка, половина суммы гарантированно вручается бывшим хозяевам.

Однако у перехода прав собственности существуют негативные стороны:

  1. Неприватизированную квартиру нельзя подарить или оставить в наследство, но можно прописать туда человека, которому следует передать жилье после смерти. Во многих случаях такой вариант предпочтительнее, поскольку не нужно платить пошлину, уступать часть имущества обязательным наследникам.
  2. Старый дом, требующий капитального ремонта, через несколько лет с большой вероятностью признают аварийным, и жильцов станут расселять. Собственник получит жилье, по метражу равное предыдущему. Для лиц, живущих по договору соцнайма, действует социальная норма — около 18 кв.м. на человека в зависимости от региона.
  3. С оформлением прав возрастают расходы на жилье. Теперь придется платить налог на имущество.

Кто имеет право

Чтобы заключить сделку по отчуждению имущества, необходимо соответствовать условиям:

  • быть дееспособным гражданином России (недееспособные лица способны участвовать в процессе вместе с опекуном);
  • иметь заключенный с органом власти договор социального найма;
  • иметь по данному адресу постоянную регистрацию;
  • принимать участие в приватизации впервые, за исключением случаев, когда несовершеннолетнее лицо стало собственником вместе с родителем или опекуном.

Согласно законодательству, право на отчуждение имущества у государства дается только один раз.

Однако дети до 18 лет подлежат оформлению вместе с родителями в обязательном порядке, и потому во взрослом возрасте имеют право оспорить факт участия в суде.

Вместе с лицом, на которое заключен договор соцнайма, собственниками могут стать близкие родственники, прописанные в квартире. В иных случаях, например, отсутствии родства, к этой категории приравниваются иные лица по решению суда.

Обратите внимание, что право на долю сохраняется у лиц, временно отсутствующих по ряду причин.

После возвращения эти граждане отдельно подают заявление для регистрации прав, либо на их имя оформляется доверенность.

Если же другие родственники не учли этот момент и приватизировали квартиру без одного зарегистрированного, человек имеет право подать в суд для расприватизации жилплощади и нового распределения долей.

Согласие жильцов

Для начала приватизационного процесса требуется письменное согласие или всех граждан, прописанных в квартире.

Если жилец до сих пор зарегистрирован по адресу, но связаться с ним невозможно, выписка осуществляется через суд.

Не существует единой формы заявления на согласие или отказ, однако в Администрации поселения должны быть типовые бланки для граждан. Допускается как индивидуальное, так и коллективное согласие.

Обратите внимание, имеет ли составленная вами бумага все необходимые сведения:

  • личные паспортные данные;
  • степень родства с лицом, на которое оформлен договор соцнайма;
  • наименование города и поселения;
  • адрес жилого помещения с индексом;
  • ФИО человека, в пользу которого вы отказались от участия;
    дата и подпись.

Бумага заверяется у нотариуса либо передается лично в момент подачи заявления.

Выбор собственника 

Допускается любая из форм собственности:

  1. Оформление на единственного человека.
  2. Долевая собственность. Количество долей и их размер определяются путем личной договоренности.
  3. Общее долевое владение. Жилплощадь делится на равные части по количеству прописанных.
  4. Совместное владение. Оформляется без определения долей, части приписываются каждому участнику в соответствии с социальной нормой.

Сбор документов

Чтобы оформить государственную или муниципальную квартиру в собственность, необходимо предоставить набор документов.

  • В первую очередь это документы, удостоверяющие личность каждого из участников сделки, согласия или отказы всех прописанных жильцов, доверенности на людей, которые не могут присутствовать лично.
  • Если гражданин, имеющий регистрацию по данному адресу, погиб или выселен по решению суда, необходимо представить подтверждающие бумаги.
  • Также следует приложить договор социального найма и ордер на вселение. 
Документ Способ получения Сроки
Выписки по всем адресам, где человек был прописан (на каждого участника) В отделе ФМС (паспортного стола) по месту жительства В момент обращения

Срок действия — 14 дней

Выписка из лицевого счета о том, есть ли задолженность по коммунальным платежам
  • В ЖЭУ
  • Через многофункциональный центр
  • В ТСЖ или управляющей компании
До 15 дней

Действительна 1 месяц

Выписка из ЕГРН с данными кадастрового и технического паспортов
  • В офисе Росреестра или через выездной сервис службы
  • Через многофункциональный центр
  • Через интернет-сервисы Росреестра или Госуслуги
  • Почтовым отправлением
В течение 3 дней
Справка о том, что гражданин не участвовал в приватизации В Администрации района или поселения В день обращения

В среднем сбор документов занимает до 1 месяца в зависимости от обстоятельств.

Необходимо обратить внимание на то, что часть бумаг ограничена в сроке действия.

Порядок регистрации

Отчуждение имущества проходит в несколько этапов:

  1. Администрация (или МФЦ) принимает заявление и приложенные к нему бумаги. Сотрудник выдает справку с перечнем принятых документов.
  2. Сотрудники отдела в течение 2 месяцев проверяют документы. Если на этой стадии приходит отказ, приватизацию возможно провести в судебном порядке.
  3. Если заявка одобрена, отдел составляет договор, который необходимо подписать всем участникам процесса.

Отказ оформляется в письменном виде, его причинами становятся:

  • ошибки, опечатки или несоответствие данных действительности;
  • квартира относится к служебному жилью, так как принадлежит предприятию, заводу, ВУЗу и т.д.;
  • признание дома аварийным;
  • собственник объекта не установлен.

Подписание договора

Во время заключения сделки должны присутствовать все участники приватизации или их доверенные лица.

Документ содержит следующие положения:

  1. Квартира передается администрацией безвозмездно.
  2. Будущий собственник самостоятельно оплачивает расходы, возникающие во время пользования помещением.
  3. Договор изготовлен в 3 образцах, один остается в Администрации, другой необходимо передать в Росреестр для оформления права собственности.
  4. Указаны точные данные получателя, адрес квартиры, площадь и дата заключения сделки.
  5. Поставлена подпись начальника отдела и номер записи в реестре.

Сроки

Срок рассмотрения заявки на приватизацию по закону длится не более 2 месяцев. Для проверки жилищных условий назначается экспертная комиссия, которая проводит оценку в течение 30-45 дней.

Если суммировать этот срок с временем сбора документов и регистрацией прав собственности, приватизационный процесс займет от 3 месяцев.

Стоимость

Приватизация жилья по договору социального найма бесплатна.

Если же речь идет об ином имуществе (приватизация земли, дачного участка с домом и т.п.), за которое предусмотрена плата, собственность муниципалитета или государства выкупается по рыночной стоимости.

Во время сбора документов следует оплатить стоимость:

  • справки о неучастии в приватизации — от 500 рублей;
  • выписки из ЕГРН — от 750 рублей за образец на бумаге, от 300 рублей за электронную копию;
  • дубликат договора социального найма — 100 рублей;
  • оплата услуг нотариуса — от 1000 рублей.

Ограничения

Жилье приватизировать невозможно, если:

  • дом признан аварийным и подлежит сносу;
  • помещение относится к служебным;
  • квартира расположена в закрытом военном городке;
  • жилплощадь находится в действующем общежитии.

В случае, если квартира причислена к служебным помещениям, необходимо получить право на перевод в собственность в судебном порядке.

Помимо прямых запретов, существует жилье, которым собственник имеет право пользоваться только при соблюдении условий, например, когда квартира находится в доме-памятнике архитектуры.

Квартиру можно оформить в собственность, даже если не полностью погашены долги за коммунальные платежи.

Особенности оформления

Право приватизации распространяется и на иные объекты. Кроме того, существуют отдельные категории граждан, неспособные присутствовать в момент оформления документов, например, осужденные.

Гаража

Закон допускает приватизацию гаража с оплатой рыночной стоимости земли под ним.

Сбор и регистрация документов займут около 30 дней.

Как оформить приватизацию гаража:

  1. Взять копию свидетельства о постановке на учет, справку о членстве и внесении пая у руководства ГСК.
  2. Уточнить, есть ли кадастровый план территории. Если нет, придется самостоятельно ставить строение на учет. Для этого следует пригласить из Росреестра кадастрового инженера.
  3. Подать в Росреестр заявление с пакетом документов:
  • паспорт;
  • справка о членстве и выплате взноса;
  • справка из ЕГРН;
  • учредительные документы и копию свидетельства о постановке ГСК на учет;
  • правоустанавливающие документы ГСК на землю;
  • список членов кооператива;
  • бумаги о взятии на должность бухгалтера и председателя;
  • квитанция об уплате пошлины (350 рублей).

Земли

Приватизация земельного участка проходит в несколько стадий.

Подготовка документов на приватизацию:

  • паспорт;
  • договор, по которому получена земля;
  • выписка из ЕГРН с кадастровым паспортом (можно заказать в момент оформления прав);
  • техпаспорт на каждое строение (также выдается в Росреестре).

Необходимо будет написать заявление в филиале Росреестра и сдать вместе с бумагами.

Оформление прав займет не более 7 дней, с заказом технического и кадастрового паспортов — 10 дней.

Документы о праве на собственность не выдаются с текущего года.

Если земля не стоит на кадастровом учете, необходимо пригласить инженера для проведения работ.

Для осужденного

Если одного из зарегистрированных жильцов осудили, это не повод исключать его из списка участников приватизации.

На отсутствующее лицо составляется доверенность, которую следует передать в социальную службу колонии для подписи.

Документ дает право родным оформить документы на имя человека или написать отказ. Во втором случае у осужденного остается право на проживание в квартире.

Государственная регистрация

После получения договора о передаче имущества следует зарегистрировать право на собственность в Росреестре.

В 2019 году отменены Свидетельства о регистрации, внесение записи в реестр занимает не более 7 дней, с заказом выписки — 10 дней.

Какие нужны документы для оформления собственности:

  • заявление;
  • паспорта всех участников, при необходимости — доверенности;
  • подлинник договора из Администрации;
  • выписка из ЕГРН (можно заказать в момент подачи заявления) либо кадастровый и технический паспорта;
  • сведения из финансово-лицевого счета;
  • выписка из домовой книги;
  • квитанция об уплате государственной пошлины (2000 рублей).

К подлинникам прилагаются копии. Если собственников несколько, пошлина делится на всех участников поровну и уплачивается разными квитанциями.

Вопросы и ответы

В процессе подготовки к приватизации у граждан возникает множество вопросов. Ниже рассмотрены наиболее частые из них.

Как оформить жилье в собственность через МФЦ

Процедура оформления квартиры в МФЦ не отличается от личного обращения в регистрирующий орган.

Срок регистрации составит 9 дней, с заказом части документов — до 2 недель.

Как правильно написать отказ

Единой формы отказа от приватизации не существует.

Его можно написать как в свободной форме, так и по образцу. Типовые бланки заявления доступны в отделе Администрации либо в нотариальной конторе.

Если гражданин лично передает форму в регистрирующий орган, нотариальное заверение не требуется.

Несовершеннолетние дети вправе отказаться только с разрешения органов опеки.

На имя ребенка

Закон позволяет назначить несовершеннолетнего гражданина единственным собственником.

Для юридического оформления сделки требуется отказ родителей в пользу ребенка и согласие органов опеки в письменном виде.

Родителям или опекунам доверенность на представление интересов не требуется.

Согласие оформляется в отделении органа опеки при личном обращении. Срок изготовления бумаги — до 2 недель.

Если уже принимал участие

Повторно участвовать в приватизации нельзя.


Единственное исключение — признание прошлого процесса недействительным в судебном порядке.

Если гражданин входил в список приватизации до 18 лет, после постановления суда право можно использовать повторно. 

В 2019 году отменена часть документов, введены новые нормы и сроки оформления.

Теперь право собственности можно оформить из дома, имея под рукой интернет. Сроки сбора бумаг существенно сократились, и процесс приватизации происходит намного быстрее.

Видео: «Приватизация жилья: права наследников»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here