Как оформить дачу в собственность в 2019 году

Дача, которая не была законным образом оформлена в частную собственность, не может быть отчуждена.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 110-56-12 (Москва)

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

8 (800) 222-69-48 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Поэтому её хозяин, не имея на руках соответствующих бумаг, не сможет:

  • выставить дачу на продажу;
  • подарить объект;
  • передать дачный дом с земельным участком по наследству и т.д.

Благодаря закону «О дачной амнистии», принятому в 2006-м году, оформление необходимых документов на дачу могло проходить в упрощённом порядке.

Однако в 2019 году в этот закон были внесены определённые изменения.

Законодательство

  • Изначально «Дачная амнистия» (ФЗ №93 от 30 июня 2006 года) давала гражданам возможность получить право собственности на дачный участок и находящуюся на нём недвижимость лишь на основании заполненной декларации.
  • Однако после того как был принят ФЗ №171 (от 23 июня 2019 года), вносивший поправки в Земельный кодекс РФ, порядок регистрации изменился.

Закон вступил в силу с 1-го января 2019 года, и с этого момента возможность упрощённого оформления дачного жилья будет допустима только до 01.03.2018.

Хотя для построек другого типа она всё ещё остаётся бессрочной.

В чем суть процедуры

Оформление дома в собственность по дачной амнистии – это его приватизация.

То есть, получая права на жилое помещение, гражданину не придётся оплачивать его стоимость.

На первый взгляд ничего сложного, но для тех, что не любит возиться с бумагами и не знает, как оформить дачу в собственность в 2019 году пошаговая инструкция будет очень кстати.

Видео: «Как оформить дачу в собственность»

Участники программы

В программе приватизации дачных объектов могут участвовать следующие группы лиц:

  • граждане, у которых есть не ограниченное по времени право собственности на земельный участок;
  • граждане, у которых участок находится в бессрочном пользовании;
  • граждане, владеющие участком, локализованным в пределах садоводческого, огороднического или дачного хозяйства.

Все они обладают законодательно закреплённым правом на использование своих земель и установку на них построек с последующей регистрацией права собственности на возведённые объекты.

Какие объекты попадают под закон

В упрощённом порядке можно зарегистрировать лишь строящиеся или уже находящиеся в эксплуатации объекты, предназначенные для:

  • ведения подсобного и дачного хозяйства;
  • хранения инвентаря;
  • проживания граждан (ИЖС);
  • размещения и ремонта транспортного средства;
  • любые постройки вспомогательного характера, на возведение которых не требуется разрешение (согласно Градостроительному кодексу).

Приватизация в рамках программы дачной амнистии может осуществляться только в отношении помещений с количеством этажей не более 3-х штук (без учёта подвального помещения).

Ограничений на максимальные размеры регистрируемого объекта нет, но площадь дома, превышающая 170 м2, привлекает интерес различных проверяющих служб, и это может сильно затруднить процесс регистрации.

Сроки действия

Срок действия закона «О дачной амнистии» при отсутствии продлений истечёт 01.03.2018.

До этого момента у дачников есть возможность оформить право собственности бесплатно и на земли, и на постройки.

После этого до конца 2020 года можно будет приватизировать участки, полученные в дачном, огородническом или садоводческом хозяйстве. Для подобных случаев схема регистрации упрощена до предела.

Плюсы и минусы

В числе основных преимуществ дачной амнистии можно указать:

  • простоту процедуры оформления земельного участка во владение;
  • минимальные требования к пакету документов (нужно только заявление и бумага, которая даёт основания для совершения обращения);
  • официальную регистрацию прав собственности на землю без обращения к кадастровому инженеру;
  • получение адреса и возможности оформить постоянную прописку, а также провести свет, газ и интернет;
  • возможность делать приватизированные объекты предметами юридических соглашений.

Минусы же в основном связаны с регистрацией расположенных на дачном участке построек.

Обязательным для этих целей является наличие техплана из БТИ (он содержит в себе правильно вычисленные координаты объекта, его размеры и т.д.).

Плату за оформление данного документа хозяин постройки вносит самостоятельно, а ждать до готовности технического плана придётся не менее недели. В результате увеличивается длительность процедуры и её стоимость.

Как оформить дом в собственность по дачной амнистии

Прежде всего, следует подготовить технический план объекта.

Наличие этого документа позволит сократить число спорных ситуаций между соседями и сделает невозможным внесение в декларацию на дом неверных сведений, позволяющих сократить размер налоговых выплат.

Оформление техплана осуществляется кадастровыми инженерами, работающими в БТИ или в частных фирмах и имеющими соответствующую лицензию.

Действительность лицензии можно проверить на портале Федеральной службы кадастровой регистрации.

Готовый технический паспорт обойдётся владельцу дома не меньше, чем в 8 тысяч рублей, а на его изготовление уйдёт от 7 до 10 дней. На основании данного документа строение ставится на кадастровый учёт, а после производится его госрегистрация.

Все выстроенные на дачном участке объекты должны быть зарегистрированы.

Иначе владельцу будет назначен штраф (4 тысячи рублей), а вопроса о том, нужно ли приватизировать помещение, больше не возникнет.

В случае несоблюдения норм строительства постройку снесут.

Если дачный дом оформляется в собственность по садовой книжке, то процедура осуществляется бесплатно.

  • Достаточно будет подать стандартное заявление на оформление помещения в собственность, либо сделать обращение в садовое товарищество, чтобы обращающегося исключили из состава объединения.
  • После сбора необходимого пакета документов и предоставления его в соответствующую инстанцию нужно будет дождаться решения по вопросу приватизации. Если ответ положительный, то можно продолжить оформление дома и получить свидетельство, подтверждающее право собственности.

Куда обращаться

Регистрацию дачи можно произвести в одном из отделений Росреестра по месту фактического нахождения, либо в МФЦ (многофункциональном центре).

Для этого нужно выполнить следующие действия:

  1. Обратиться в соответствующую инстанцию, подготовить заявление;
  2. Подготовить пакет необходимых документов;
  3. Выплатить госпошлину за проведение процедуры;
  4. Передать квитанцию, вместе со всей нужной документацией сотруднику Росреестра (взамен заявителю предоставляется расписка о приёмке бумаг).

Если вся необходимая документация была оформлена надлежащим образом и подана сразу, то на регистрацию уйдёт от 10 до 30 дней.

По завершении регистрационного процесса у владельца на руках оказывается свидетельство, подтверждающее факт предоставления права собственности, в едином реестре недвижимости появляется соответствующая запись.

Декларация на здание

В декларации на здание содержится информация об объекте, который нужно зарегистрировать. С начала 2019 года она перестала играть решающую роль при оформлении дачного дома в собственность, но в некоторых регионах её всё ещё требуют прикладывать к основному пакеты документов.

Декларацию собственник участка должен составлять самостоятельно на основе унифицированного бланка и в соответствии с установленным образцом.

Бумага должна быть представлена в двух экземплярах. В ней указывается:

  • вид постройки;
  • год возведения;
  • площадь;
  • этажность (с учётом подвальных помещений);
  • расположение;
  • сведения о подключённых коммуникациях.

Также приводится перечень материалов, из которых была сделана несущая конструкция дома, кадастровый номер дачного участка и данные о владельце.

Порядок присвоения адреса

Адрес предоставляется муниципальными властями при предоставлении документов на жилой дом и землю, на которой он расположен.

На регистрацию адреса уходит до 30-ти дней, после чего владельцу предоставляется соответствующее постановление.

Этот документ будет нужен для оформления кадастрового паспорта, после чего и будет выдано свидетельство о присвоении прав собственности.

Необходимые документы

Лица, желающие зарегистрировать дом в соответствии с законом «О дачной амнистии», должны подготовить пакет документов, включающий в себя:

  • паспорт владельца земельного надела, на котором расположен дом;
  • бумаги, подтверждающие право пользования землёй;
  • кадастровый (на участок) и технический (на дом) планы;
  • квитанция, подтверждающая факт оплаты государственной пошлины;
  • заявление на регистрацию (его должен заполнить сотрудник Росреестра).

Предоставление кадастрового плана является необязательным, если:

  • информация о данной территории уже была внесена в государственный реестр;
  • у дачного товарищества, которому принадлежит используемый участок, имеются документы на расположенную там постройку;
  • приватизируется не жилой дом, а постройка, на возведение которой не требуется специальное разрешение (в том случае, если есть бумаги, доказывающие, что постройка не выходит за границы участка).

В том случае, если документы предоставляются доверенным лицом, то потребуется приложить к общему пакету нотариальную доверенность и удостоверение личности доверенного лица.

Если прошло много лет с момента получения владельцем надела планов участка и дома, и они не соответствуют действительности, то их обязательно нужно заменить, иначе заявление не будет принято.

Стоимость

Чтобы зарегистрировать дачный дом потребуется подготовить не только документы и приличную сумму денег для оплаты:

  • техпаспорта – 10-40 тысяч рублей;
  • госпошлины – 2 тысячи рублей;
  • постановки на кадастровый учёт – 10 тысяч рублей.

Помимо этого, возможно, потребуется потратиться на оформление доверенности или услуги юриста.

Сложности при регистрации

Препятствием к нормальному ходу процедуры могут стать:

  • наличие малейших несоответствий жилья строительным нормам приводит к отказу в проведении регистрации до того момента, пока ситуация не будет исправлена;
  • наличие неточностей в кадастровом плане приводит к необходимости полностью переделывать документ, а значит и к дополнительным тратам;
  • трудность нахождения доказательств права собственности на дом.

Следует заранее учесть причины, по которым дом может быть признан неподходящим для проживания:

  • сильный износ несущих элементов здания;
  • воздействие недавней техногенной катастрофы;
  • неподходящие микроклиматические условия;
  • деформация дома в силу тех или иных причин.

Дом может получить статус жилого, только если проживать в нём не опасно для жизни и здоровья людей.

Причины отказа

Причин для отказа в регистрации может быть несколько:

  • пакет документов неполный;
  • не все предоставленные бумаги подлинны (либо есть сомнения в их подлинности);
  • реальные данные по участку не совпадают с теми, что отображены в кадастровом паспорте и прочих документах на землю;
  • земля оформлялась в собственность уже после 2001 года.

Всё это нужно учитывать, чтобы не усложнять процесс оформления дома.

Также во избежание штрафов следует убедиться, что все находящиеся на участке объекты (а не только дом) зарегистрированы.

Нюансы купли-продажи

При покупке дачи покупателю следует убедиться в наличии не только правоустанавливающих документов на неё, но и дополнительной документации:

  • выписки из поквартирной книги, подтверждающей, что в доме никто не зарегистрирован (временную регистрацию также нужно учитывать);
  • квитанции, доказывающие отсутствие задолженностей по налоговым выплатам за последние несколько лет;
  • квитанции, подтверждающие оплату коммунальных услуг;
  • бумага, свидетельствующая о том, что на участке нет обременения;
  • письменного согласия супруга (супруги) на продажу недвижимости.

Продажу или покупку дачи можно оформлять как самостоятельно, так и через посредников.

Вопросы и ответы

Оформление дачи не всегда происходит по стандартной схеме.

Любые отклонения от «прямого курса» могут вызвать вопросы. Ответы на некоторые из них приведены ниже.

Если есть дарственная

Договор дарения подразумевает бесплатную передачу прав собственности другому лицу.

Хорошо, если в текст дарственной включены все параметры и особенности передаваемого во владение объекта. Это наиболее значимо, если человек хочет подарить не всю дачу, а лишь её долю.

После того, как договор был подготовлен, дарственную должен заверить нотариус, а потом на основании этого документа и сопутствующих бумаг (на дом и земли) производится регистрация права собственности на дачу.

Полученная в наследство

Обычно передача недвижимости по наследству осуществляется между близкими родственниками.

Чтобы вступить в наследство на дачу, нужно:

  1. Открыть наследство (посетив нотариуса и написав специальное заявление);
  2. Предоставить:
    1. удостоверение личности;
    2. свидетельство о смерти бывшего владельца;
    3. документы на дом и земли;
    4. бумаги, подтверждающие наличие родственных связей.
  3. Получить у нотариуса свидетельство о наследстве;
  4. К ранее собранному пакету документов приложить квитанцию об оплате госпошлинного взноса и выданное свидетельство, которые предоставляются в Росреестр для оформления права собственности.

После этого дачу можно продавать, сдавать и совершать с ней любые другие сделки.

Особенности регистрации без документов

Но чаще всего вопросы связаны с тем, как оформить дачу не имея на руках никаких документов.

Самым первым шагом в таком случае становится составление обращения к местной администрации с запросом о предоставлении выписки из поквартирной книги.

Эта бумага станет основанием для регистрации прав собственности на дом, но если получить её из-за отсутствия соответствующих записей не удалось, то землю и дом на ней можно будет только выкупить, заплатив сумму равную рыночной стоимости этой недвижимости.

Хотя закон «О дачной амнистии» был разработан для того, чтобы облегчить процесс регистрации дачных домов, но это не гарантирует отсутствие сложностей в процессе осуществления процедуры.

Чтобы документы не пришлось подавать повторно, следует учесть все требования, предъявляемые к их оформлению и содержанию. При возникновении затруднений лучше всего будет проконсультироваться с юристом.

Видео: «Подводные камни «Дачной амнистии»»

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here