Этапы приватизации квартиры в 2019 году

В Российской Федерации программа безвозмездной передачи государственного жилья в собственность граждан функционирует уже около двух десятков лет.

Ранее действие программы ограничивалось определенным сроком, в настоящее время приватизация стала бессрочной процедурой.

Что это

Приватизация — это передача права собственности на государственное или муниципальное жилье гражданам, которые проживают в нем на основании договора соцнайма или ордера на вселение.

Гражданин РФ может один раз в своей жизни воспользоваться правом безвозмездного получения в собственность государственной или муниципальной квартиру.

Исключение составляют лица, которые приняли участие в приватизации до достижения ими совершеннолетия, они могут воспользоваться подобным правом после 18 лет.

После проведения процедуры приватизации новому собственнику объекта недвижимости выдается свидетельство о госрегистрации, которое служит правоустанавливающим документом.

В соответствии со ст. 3 ФЗ № 1541—1 после передачи права собственности гражданин может распорядиться жилищем по своему желанию:

  • подарить;
  • продать;
  • использовать в качестве залога при оформлении кредита;
  • передать по наследству.

Видео: «Документы для приватизации квартиры — особенности и сроки получения»

Законодательство

Основной нормативный акт, регламентирующий проведение приватизации (разгосударствление) — ФЗ «О приватизации жилого фонда в РФ».

Этот закон очень подробно и точно разъясняет принципы процедуры и условия ее проведения, основные этапы, содержит перечень необходимых бумаг.

ФЗ № 1541—1 включает перечень объектов недвижимости, которые нельзя приватизировать:

  • общежития;
  • служебные жилые помещения;
  • аварийное и ветхое жилье;
  • жилые помещения, находящиеся в военных городках.

Условия передачи права собственности:

  1. Объект недвижимости должен находиться в собственности государства или муниципалитета.
  2. В процедуре приватизации могут принимать участие исключительно граждане РФ.
  3. Обязательно наличие ордера на вселение либо договора соцнайма.
  4. Приватизировать жилье можно только единожды. Многократная приватизация преследуется по закону в соответствии со ст.324, ст. 325 и ст. 327 УК РФ.
  5. Передача права собственности осуществляется безвозмездно.
  6. Приватизация может быть только добровольной, принуждение к подобным действиям запрещено.
  7. В процедуре могут принимать участие как взрослые, так и дети. В ст. 2 ФЗ № 1541—1 указано, что дети до 14 лет могут давать или не давать согласие на приватизацию.

Необходимость приватизации

Насколько необходима передача права собственности на жилье каждый гражданин решает для себя сам, учитывая достоинства и недостатки последствий процедуры.

При принятии решения следует обратить внимание на следующие факторы:

  • увеличение налогового бремени;
  • состояние здания, так как после приватизации его придется ремонтировать за свой счет;
  • существует ли возможность переселения из дома, находящегося в ветхом или аварийном состоянии.

Плюсы и минусы

Передача права собственности на объекты недвижимости от государства гражданам имеет отрицательные и положительные моменты.

По этой причине у приватизации имеются сторонники и противники.

Для государства

На первый взгляд, безвозмездная приватизация жилья гражданами кажется для государства экономически убыточным мероприятием, так как объекты недвижимости просто раздаются.


Это далеко не так:

  1. Госказна пополняется за счет уплаты налогов новыми владельцами квартир.
  2. После передачи прав собственности ответственность за сохранность и содержание имущества перекладывается на плечи новых владельцев.

Для собственника

Приватизация для гражданина имеет отрицательные и положительные стороны, поэтому, прежде чем приступить к процедуре, необходимо тщательно обдумать решение.

Преимущества передачи права собственности на объект недвижимости для гражданина:

  • возможность распоряжаться квартирой на свое усмотрение, например, продавать, обменивать, дарить, использовать в качестве залога при оформлении кредита;
  • выгодное вложение средств — можно превратить жилище в деньги, как только в этом возникнет необходимость;
  • появляется право, регистрировать в квартире кого захочется, и спрашивать разрешения на подобные действия не придется.

Недостатки приватизации:

  • цена коммунальных услуг будет выше;
  • процедура передачи прав на жилое помещение предполагает сбор объемного пакета документов и посещение многих учреждений;
  • капитальный ремонт в здании придется делать за свой счет;
  • проживая в государственном или муниципальном жилом помещении, гражданин не платит налог на имущество, так как квартира находится не в его собственности, после приватизации ситуация меняется.

Именно возрастающие ставки налога заставляют всерьез задуматься о необходимости приватизации, особенно актуально подобное для малоимущих граждан.

Какие нужны документы

Для проведения процедуры приватизации будущему владельцу объекта недвижимости потребуется собрать пакет документации, в который входят:

  • договор соцнайма;
  • кадастровый паспорт объекта недвижимости;
  • документ, который подтверждает, что гражданином право на приватизацию использовано не было (справка из местной администрации);
  • выписка из домовой книги (указывается число людей, живущих в квартире);
  • бумага, подтверждающая отсутствие долгов по коммунальным платежам (документ о состоянии лицевого счета);
  • личные паспорта жильцов квартиры или их свидетельства о рождении.

Порядок действий

Этапы приватизации квартиры предполагают посещение множества организаций и учреждений с целью получения требующихся документов.

Основные этапы приватизации квартиры в 2019 году:

  1. Визит в Бюро технической инвентаризации (БТИ) и Жилищно—эксплуатационной конторы (ЖЭК).
  2. Посещение органов местной администрации.
  3. Жилищная инспекция.

Поход в ЖЭК

Началом процедуры передачи права собственности на жилое помещение является посещение ЖЭКа, где нужно:

  • заполнить бланк заявления на приватизацию жилого помещения;
  • взять техпаспорт квартиры;
  • получить документ, подтверждающий, что право на приватизацию ранее не использовалось.

Посещение Жилинспекции

Практически все этапы официальной передачи права собственности на жилье происходят в ЖИ.

Жильцам квартиры потребуется в установленное время в полном составе посетить жилищный отдел администрации.

Обязательно иметь в наличии весь перечень требующихся документов, в противном случае из—за отсутствия какой—либо бумаги в оформлении договора будет отказано.

Оформление заявления

Основным документом процесса приватизации является заявление.

Это объясняется тем, что в документе излагается просьба гражданина о проведении единственной в жизни безвозмездной передаче права собственности. Подобное заявление — это типовой бланк, который дается гражданину для заполнения в ЖК администрации. Форма бланка несложная и обычно при ее заполнении проблем не возникает.   

Получение договора

Когда подается заявление на приватизацию с приложенным к нему пакетом документации, специалисты ЖК принимают их с оформлением расписки и назначают дату получения договора.

В оговоренный день гражданин должен прийти в учреждение и получить договор или аргументированный отказ.

Посещение управления Федеральной регистрационной службы

Договор о переходе права собственности на объект недвижимости необходимо обязательно зарегистрировать в Росреестре.

Для этого потребуется попасть на прием к сотруднику службы (регистратору) и показать ему все требующиеся бумаги.

После того как регистрация будет окончена новый владелец недвижимости получает свидетельство о праве собственности.

Это означает, что процедура приватизации завершена.

Обращение в БТИ

При отсутствии техпаспорта на квартиру или неузаконенной перепланировке потребуется получить в БТИ, чтобы заказать документ либо легализовать изменения до начала приватизации.

Изменение конфигурации помещений в квартирах государственной или муниципальной собственности проводится жильцами в очень редких случаях, но лучше заранее все проверить.

Этапы приватизации через МФЦ

До того как появились МФЦ (Многофункциональные центры) процедура приватизации была очень длительной и сложной. Это объясняется тем, что граждане самостоятельно посещали множество учреждений и организаций с целью получения требующихся бумаг.

Обращение в МФЦ значительно упрощает процедуру перехода прав собственности на объекты недвижимости, так как большую часть бумаг можно взять в одном месте.

Дачи

Получение документации на пользование дачей отследить непросто, то же самое относится к оформлению бумаг на сооруженные своими руками строения. Приватизация дачного участка и построек, находящихся на нем должна быть осуществлена до 1 марта 2019 года.

Для приватизации дачи в упрощенном порядке потребуется:

  • документы, которые подтверждают передачу земельного участка в пользование (сроки, когда документы были получены, значения не имеют);
  • кадастровый план земли, оформленный в предшествующем процедуре приватизации полугодии.

Земельного участка

Приватизация земельного участка подразумевает его регистрацию, а также выполнение межевых и кадастровых работ.

Действия производит кадастровый инженер, сроки выполнения действий зависят от условий договора подряда и вознаграждения работ.

Не может быть оформлена в собственность земля, располагающаяся на территории заповедников, силовых структур.

Дома

К муниципальному жилому фонду частные дома не имеют отношения, по этой причине понятие приватизации к ним не применяется.

Особенностью оформления прав собственности на дом служит необходимость приватизации земли под частным домом и прилегающий к сооружению земельный участок. Это можно сделать одновременно или по отдельности.

Передача права собственности гражданам на ведомственные постройки невозможна.

Гаража

При оформлении права собственности на помещение гаража необходимо заранее побеспокоиться о приватизации земли, на которой оно размещается.

В случае если гараж представляет собой собственность ГСК, то в соответствии с ч. 4 ст. 218 ГК РФ гражданин признается его владельцем после окончательного погашения паевых взносов.

Для гаража в ГСК в 2019 году отменены свидетельства права собственности.

После обращения в Росреестр гражданин получает выписку из ЕГР, которая и подтверждает право собственности.

Причины отказа

На практике встречаются отказы уполномоченных органов в оформлении договора о переходе прав собственности на жилое помещение.


Наиболее часто встречающиеся причины отказа:

  • указанный в заявлении тип жилья запрещено приватизировать на законодательном уровне (общежитие, служебное жилое помещение, дом находится в аварийном состоянии);
  • в представленных бумагах есть ошибки либо пакет документации неполный;
  • выявление неузаконенного изменения конфигурации помещений (нелегальная перепланировка);
  • имеются долги по коммунальным платежам;
  • гражданин уже использовал право на безвозмездную приватизацию жилища.

С момента оформления объекта недвижимости в собственность у гражданина появляются дополнительные обязанности и права, которые представляют собой последствия приватизации.

Кроме возможности распоряжаться жильем на свое усмотрение, человек получает риски, связанные с порчей имущества.

Взамен пострадавшего приватизированного жилища гражданин другую квартиру получить не может.

Видео: «Жилищное право»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here