Заключение договора приватизации в 2020 году

Приватизацией называется отчуждение объектов недвижимости из государственной или муниципальной собственности в частную в соответствии с российским законодательством.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 110-56-12 (Москва)

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

8 (800) 222-69-48 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Приватизационные отношения – это юридическая сделка, в ходе которой имущественные права на жилое помещение безвозмездно переходят к частным лицам.

При этом обязательной является фиксация сделки передачи жилья обеими сторонами в договоре приватизации.

Что это такое

В тексте документа указываются:

  • адрес, количество комнат и подсобных помещений, а также метраж объекта, который передается в собственность;
  • стороны договора;
  • соотношение долей, если собственников более одного;
  • подписи всех участников сделки.

При получении новым собственником договора можно считать, что приватизация вошла в завершающую стадию.

В нем указываются все требования и условия, при которых граждане получают право собственности.

Договор подтверждает, что жилое помещение передано гражданину посредством специального штампа, проставленного на документе представителем муниципалитета, уполномоченного заверять данные бумаги. Сторонами, участвующими в составлении соглашения, считаются жильцы, которые претендуют на право собственности и муниипалитет.

Законодательство

В 2020 году договорной характер сделки регулируют несколько правовых актов, таких как:

При этом ГК РФ содержит общие правила составления договоров, в том числе и приватизационных. Переход прав собственности и ее регистрацию регулирует ФЗ № 218, в котором прописаны условия проведения приватизации.

Видео: «Как делить приватизированную квартиру без завещания»

Кто может участвовать

Участвовать в программе могут все граждане РФ, при этом перерегистрация прав собственности не является обязательной.

Каждый вправе сам решать – оформлять ли квартиру или продолжать жить в ней по договору социального найма.

Начальным этапом вступления в программу является обращение с заявлением в муниципальные органы, на территории которых находится данное жилое помещение.

Признание права получения жилья в собственность осуществляется на основании пакета документов, представленных гражданином, требующихся в соответствии с российским законодательством.

Законодательством определено, что в процедуре имеют право участвовать только те, кто имеет постоянную регистрацию по данному адресу основании договора социального найма.

При определении собственника квартиры устанавливается – один ли гражданин претендует на жилье, или оно будет делиться на доли между несколькими претендентами.

Необходимо помнить, что право приватизировать жилое помещение предоставляется каждому гражданину один раз, исключением являются граждане, которые участвовали в программе будучи несовершеннолетними, после достижения ми возраста 18 лет они получают это право еще раз.

Необходимо учитывать, что приватизация квартиры военнослужащими, если они проживают в закрытых военных городках, невозможна, то же самое касается служебного жилья МВД РФ или комнаты в общежитии.

Процедура оформления

Самое сложное во время оформления собственности — соблюсти все необходимые условия и собрать все необходимые документы, часто процесс длится не один месяц.

Многие не имеют возможности и необходимых знаний для того, чтобы соблюсти все процедуры, поэтому обращаются за помощью к специалистам в этой области.

В случае обращения к юристам необходимо:

  • заключить договор об оказании юридических услуг;
  • оформить доверенность, заверить ее у нотариуса, тогда сотрудники юридической фирмы смогут действовать от имени клиента.

Если же вы решили оформить и собрать все документы самостоятельно, необходимо внимательно изучить весь перечень требуемых документов, заранее узнать, где, в какой организации выдают ту или иную справку, какое время эта справка действительна, чтобы не пришлось тратить свое время и повторно заказывать какие-либо документы.

Документы

Для оформления договора о приватизации, муниципалитет должен располагать определенной информацией о жильцах квартиры, самом объекте недвижимости.

Вся требуемая информация содержится в следующих документах:

  • паспорт или свидетельство о рождении всех участников программы;
  • заявление от всех прописанных в квартире о согласии на приватизацию;
  • заверенные нотариусом заявления тех жильцов, которые не желают участвовать в программе;
  • техпаспорт на жилое помещение;
  • договор социального найма, который подтверждает, что жильцы используют объект на законных основаниях
  • справки, подтверждающие, что все заявители ранее не использовали право на приватизацию.

Все эти сведения станут основанием для регистрации права собственности в Росреестре.

Дополнительное соглашение

Иногда при заключении соглашения выясняется, что необходимы какие-либо изменения в условии договора, в таком случае заключается дополнительное соглашение.

Содержание дополнений зависит от тех изменений, которые требуется внести в договор, это могут быть:

  • исправление допущенной по вине муниципалитета ошибки;
  • изменение состава участников на основании решения суда;
  • другие корректировки, требующие обязательного внесения в документ.

После внесения всех изменений требуется проведение повторной регистрации в Росреестре.

Договор приватизации квартиры

В договоре приватизации обязательными для заполнения являются следующие пункты:

  • личные данные заявителя;
  • стороны договора;
  • адрес объекта недвижимости, которые оформляется в собственность;
  • при наличии нескольких собственников – доля каждого из них;
  • обязанности сторон;
  • дата составления и подписи всех участников.

Нет необходимости заверять документ нотариально, но он требует обязательной регистрации, пока этого не сделано, юридической силы договор не имеет, проводить какие-либо сделки с жилым помещением запрещено.

По сути, подписанный договор приватизации дает основание для передачи муниципального жилья в собственность гражданину, проживающему  на законных основаниях.

Это двухстороннее соглашение, заключаемое между муниципалитетом (наймодателем) и гражданами, проживающими по договору социального найма (нанимателем).

образец документа
Фото: образец документа

После окончания процесса передачи объекта недвижимости один экземпляр документа остается у нового собственника и является подтверждением его прав на квартиру, таким образом происходит приватизация жилья по договору социального найма.

Жилого помещения

В договоре обязательно прописывается тип жилого помещения: квартира или отдельно стоящий дом, оговаривается местоположение и на какой земле (частной, муниципальной) находится данный объект недвижимости. Так же указывается площадь и наличие межевания.

Частного дома

В случае приватизации отдельно стоящего дома, договор составляется только после того, как произойдет согласование с БТИ и будет получен акт соответствия от МЧС и СЭС. Благодаря этому требованию минимизируются риски будущего собственника объекта недвижимости.

В договоре оговариваются:

  • площадь помещения в квадратных метрах;
  • примерная стоимость дома;
  • адрес, по которому находится строение;
  • земельный участок и его принадлежность.

Земельного участка

Приватизация земельного участка возможна только в тех случаях, когда на нем находится уже оформленный в собственность дом.

Составляется договор, в котором указываются:

  • проведено ли межевание;
  • площадь участка;
  • тип собственника.

Если земля выдавалась в советское время, дополнительно необходимо приложить правоустанавливающие документы, особенно в случаях наследования недвижимого имущества.

Условия заключения

Условиями заключения сделки по передаче недвижимости являются:

  • регистрация по месту жительства, отсутствие последней не дает жильцу права приватизировать жилое помещение;
  • возможность участия в программе в принципе;
  • письменное согласие всех жильцов;
  • юридическая возможность приватизировать объект.

Как составить

При составлении договора законодательство требует соблюдать его типовую форму, она утверждается местными муниципалитетами и доступна на информационном стенде или на сайте местного органа власти.

В связи с тем, что документ вступает в силу только после внесения сведений о передаче прав собственности в ЕГРН, на любом предыдущем этапе у каждой из сторон имеется возможность внести исправления в содержание договора.

Составляют текст документа уполномоченные муниципальные органы, обязанностью нанимателя является изучение и доскональная проверка с целью недопущения каких либо ошибок.

На каком этапе выдается

Договор о приватизации выдается после проверки всех документов, обычно по истечении двух месяцев, отведенных на проверку документов и изготовление соглашения.

Регистрация прав собственности

Сделка по передаче прав собственности не считается завершенной, пока не зарегистрирована в регистрационной палате.

Для закрепления прав на недвижимость каждый участник программы обязан обратиться в Росреестр с заявлением, с собой необходимо иметь:

  • договор о приватизации;
  • техпаспорт;
  • платежный документ, подтверждающий оплату госпошлины.

После завершения регистрации стороны получают выписку из реестра и кадастровый паспорт на квартиру.

Сроки

Установлен предельный срок оформления приватизационного договора, он не должен превышать двух месяцев со дня подачи заявления.

Продление  недопустимо, в случае нарушения возможно обжалование в суде.

Стоимость

Сама процедура оформления бесплатна, но будут расходы на получение техпаспорта и свидетельства о праве собственности: каждый из них стоит две тысячи рублей.

Образец

Образец договора можно посмотреть у сотрудников Комитета по управлению имуществом.

В тексте документа отображаются технические данные жилого помещения, оговариваются соотношения долей и стороны соглашения, заверяется подписями сторон.

Необходимые формальности

Формальности при составлении договора минимальны: он должен быть составлен в письменной форме с соблюдением типовой формы. Заверять у нотариуса документ нет необходимости, единственный нюанс – право собственности перейдет к участникам программы только после регистрации.

Содержание

В содержание договора включены следующие положения:

  • предмет договора (объект недвижимости);
  • характеристика жилого помещения;
  • стороны договора;
  • обязательное указание о безвозмездном характере сделки.

Кто подписывает

Со стороны собственника жилого помещения договор подписывает глава муниципального образования.

Допустимо подписание документа иным лицом, имеющим полномочия на подписание соглашения, со стороны правопреемника – все участники сделки кроме граждан, отказавшихся от участия в программе.

Количество экземпляров

Договор составляется в трех экземплярах (минимум):

  • для органов местной администрации;
  • для проживающего в помещении нанимателя;
  • для Росреестра.

В тех случаях, когда в программе участвуют несколько человек, для каждого из них составляется отдельный экземпляр соглашения.

Вопросы и ответы

Рассмотрим наиболее часто задаваемые вопросы, связанные с заключением сделки передачи жилья в собственность.

Если заключен, но право собственности не зарегистрировано

В законодательстве не установлены жесткие сроки для регистрации права собственности.

Тем не менее, пока жилое помещение не будет зарегистрировано, права на распоряжение жилым помещением граждане не имеют.

Возможно ли восстановить

При утере оригинала договора, можно запросить дубликат документа:

  • в Росреестре;
  • в органах местной администрации.

Необходимо помнить, что восстановление документа требует немалых сил и времени.

Как и где получить дубликат

За выпуск дубликата необходимо будет заплатить госпошлину, без подтверждающей платеж квитанции документ не выдается.

Вместе с платежным документом, в регистрационный центр необходимо принести документ, удостоверяющий личность и заявление с просьбой повторно выдать утраченный договор.

Расторжение

Расторжение договора возможно, оно осуществляется по соглашению сторон, при этом квартира возвращается в муниципальную собственность.

Для этого необходимо написать заявление с просьбой его расторгнуть, основания для расторжения могут быть различными.

Но необходимо помнить, что расторгнувшие сделку граждане не имеют права повторного участия в программе.

Признание недействительным

Если при совершении сделки были допущены нарушения каких-либо норм законодательства, то гражданин, чьи права были каким-либо образом нарушены, подает исковое заявление о признании недействительным договора о передаче собственности.

Юридическим основанием для расторжения приватизации будет являться вердикт суда, который вступил в законную силу.

Внесение изменений

Законодательством предусмотрена процедура внесения изменений, но в присутствии обеих сторон и с их добровольного согласия.

  • Новую редакцию соглашения необходимо представить в Росреестр, обязательно указание — где именно ранее была допущена ошибка.
  • Если есть необходимость внесения изменений в определении долей, то есть исправляется  не простая ошибка в оформлении или опечатка, процедура усложняется, такие исправления возможны только по решению суда.

Опечатка

Наличие в договоре досадной опечатки может стать серьезной проблемой при проведении дальнейших сделок с жилым помещением, поэтому исправление таких досадных недоразумений обязательно.

Можно ли изменить после отказа

В случаях, когда один из проживающих отказался от участия в программе, а затем, уже после оформления сделки передумал, повторное составление договора с изменениями невозможно.

Единственным вариантом может стать дарение одного из собственников своей доли или части доли в квартире.

Судебная практика

Процесс приватизации имеет немало особенностей и нюансов, таящих в себе множество конфликтных ситуаций, требующих разрешения в суде.

Чаще всего исковые заявления пишутся с просьбой расторгнуть договор, нередки иски о признании соглашения недействительным.

При наличии веских оснований суд, как правило, встает на сторону истца.

Приватизация – довольно сложное и трудозатратное юридическое действие. Необходимо приготовиться к множественным посещениям различных инстанций, сбору справок, правоустанавливающих документов.

Или можно обратиться в юридическую компанию, где квалифицированные специалисты возьмут все действия по оформлению объекта недвижимости на себя.

Выбрать первый или второй вариант – каждый решает для себя сам, главное, чтобы все формальности были четко соблюдены, и ваша квартира стала вашей собственностью.

Видео: «Приватизация жилья»

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here