Что нужно для приватизации квартиры в 2020 году

Каждому гражданину РФ дано право безвозмездной приватизации государственного или муниципального жилья, которым он пользуется по договору соцнайма или ордеру на вселение.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 110-56-12 (Москва)

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

8 (800) 222-69-48 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Программа приватизации начала работать в 1991 году, но до сих пор передано в частную собственность не более 80% жилищного фонда.

Сроки приватизации неоднократно продлевались, 22 февраля 2020 года был подписан Указ, в соответствии с которым процедура стала бессрочной.

Понятие

Программа приватизации распространяется на каждого гражданина РФ и позволяет безвозмездно раз в жизни получить в собственность жилье, принадлежащие государству или муниципалитету. Факт бесплатной передачи прав собственности фиксируется договором приватизации.

В разделе 2 Закона № 1541–1 изложены основные правила передачи прав собственности гражданам:

  • общедоступность;
  • безвозмездность;
  • однократность.

Узнать, что нужно для приватизации квартиры в 2020 году позволит обращение в органы муниципалитета. Здесь можно уточнить перечень документов, прилагаемых к заявлению.

Передача жилья в собственность граждан производится бесплатно, но госпошлины и сборы за оформление документации придется заплатить.

Законодательство

В 1991 году начал действовать Закон № 1541–1, который регламентирует проведение процедуры приватизации жилья гражданами.

В настоящее время передача права собственности гражданам на муниципальное и государственное жилье осуществляется в соответствии со следующими нормативно–правовыми документами:

Видео: «Приватизировать квартиру или нет»

Варианты оформления в собственность

Существует несколько вариантов приватизации жилища:

  1. Единоличная. После приватизации у квартиры будет один владелец, остальные жильцы будут жить в ней, но не смогут распоряжаться жилплощадью.

Стать собственником может только один человек, если остальные в письменной форме откажутся от участия в приватизации. Не достигшие совершеннолетия лица автоматически принимают участие. Дети могут отказаться, но сделать это можно только с ведома органов опеки и попечительства, которые не дадут на это согласие.

  1. Совместная. Представляет собой вариант для супругов.

После окончания процедуры передачи прав собственности они получают равные права относительно распоряжения имуществом. Продавать, дарить, обменивать жилплощадь муж и жена могут только по общему согласию.

  1. Коллективная. Владельцами квартиры становятся все прописанные в ней, каждому выделяется доля.

Кто может участвовать

В ст. 2 закона № 1541–1 указано, что оформлять жилье в собственность могут граждане, занимающие жилплощадь на основании договора соцнайма или вселившиеся в нее по ордеру.

Кроме того, жильцы должны быть прописаны в квартире.

Жилье по договору соцнайма предоставляется только гражданам, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В ст. 49 ЖК РФ говорится, что занимать жилплощадь на основании договора социально найма имеет право наниматель, а также его дети, муж (жена) и родители.

Наниматель обязан уведомить владельца квартиры (муниципалитет или представителя государственных органов) о количестве родственников, которые будут с ним жить. Данные членов семьи фиксируются в договоре соцнайма жилого помещения.

Зачем нужна приватизация квартиры

Для государства основная цель приватизации состоит в передаче бремени содержания объектов недвижимости гражданам.

Тем самым государство избавляется от необходимости ремонтировать общедомовое имущество и квартиры.

Нужна ли приватизация, каждый конкретный гражданин решает для себя сам, учитывая положительные и отрицательные последствия процедуры.

Получив безвозмездно жилплощадь в собственность от государства (муниципалитета), граждане могут распоряжаться объектом недвижимости по своему желанию:

  • продавать;
  • обменивать;
  • дарить;
  • передавать по наследству;
  • сдавать;
  • использовать как залог.

Кроме того, процесс прописки и выписки людей из квартиры становится гораздо проще.

Приватизация жилья имеет отрицательные стороны:

  • ежегодная уплата налога на недвижимость, который рассчитывается на основе кадастровой стоимости жилья;
  • расходы по содержанию появившегося имущества полностью ложатся на плечи нового владельца.

Порядок действий

Прежде чем приступить к приватизации необходимо знать, возможна ли передача прав собственности конкретно на этот объект недвижимости.

Этапы проведения приватизации:

  • получение согласия всех жильцов квартиры (или их письменный отказ);
  • получение техпаспорта на квартиру;
  • сбор пакета документации:
  • оформление и подача заявления на приватизацию вместе с документами;
  • рассмотрение уполномоченными органами документов и принятие решения (длится 2 месяца);
  • оформление договора на приватизацию и выдача его заявителю;
  • регистрация права собственности в Росреестре;
  • получение выписки из ЕГРН и кадастрового паспорта (подтверждает право собственности).

Какие нужны документы в 2020 году

Какие потребуются бумаги, чтобы приватизировать жилье можно узнать, посетив уполномоченные органы.

В зависимости от обстоятельств дела состав пакета документации, прилагаемого к заявлению, может изменяться.

Необходимо иметь в виду, что некоторые документы имеют ограниченный срок действия и их нужно получать непосредственно перед подачей заявления.

Основные

Стандартный пакет бумаг включает:

В каждом конкретном случае может потребоваться предоставление дополнительных документов. Для разных городов и регионов в России перечень необходимых документов различен.

Личные

К личным документам граждан относятся паспорта, свидетельства о рождении (для детей младше 14 лет) и свидетельства о смерти лиц, проживавших и зарегистрированных в квартире.

Личные документы предоставляются в виде копий, но при себе нужно иметь оригиналы.

В заявлении на приватизацию должны быть указаны такие же данные, как и в паспорте или свидетельстве о рождении.

Если представленные сведения некорректны (будет допущена ошибка при заполнении бланка заявления), то в приватизации откажут.

В особых случаях

Особой считается ситуация, когда в качестве заявителей выступают несколько граждан или квартира имеет определенный статус.

К предоставляемым дополнительно документам относятся:

  • нотариально заверенный письменный отказ от участия в приватизации одного из супругов;
  • документы, подтверждающие, что жилье не имеет статус служебного;
  • паспорта лиц старше 14 лет или свидетельства о рождении детей младше этого возраста.

На законодательном уровне перечень дополнительных документов не определен, он может изменяться в соответствии с требованиями нормативных актов.

В Законе № 1541–1 отсутствует требование прописки граждан на приватизируемой жилплощади, но если ее нет, то необходимо будет доказать дополнительно факт пользования квартирой.

Постоянная регистрация подтверждает право пользования жильем по договору соцнайма.

Какие инстанции стоит посетить

Для сбора пакета документации, гражданам или их представителям потребуется обратиться в учреждения и органы:

  • ФМС или паспортный стол;
  • БТИ;
  • кадастровую службу;
  • орган местной власти или ЖКХ;
  • МФЦ;
  • Росреестр.

Подать документы на регистрацию права собственности можно через МФЦ или Росреестр.

БТИ

В пакет документации, который прилагается к заявлению, обязательно включаются документы из БТИ:

  • техпаспорт на квартиру;
  • поэтажный план здания (с экспликацией);
  • если была сделана перепланировка, то все изменения должны быть внесены в техпаспорт и узаконены.

Технический паспорт на жилье берется в БТИ, а кадастровый — заказывается в кадастровой палате или через МФЦ.

МФЦ

Заявление вместе с приложенным к нему пакетом документации подается в МФЦ. Если его нет, то нужно обратиться в жилищный отдел административного органа.

В МФЦ подается заявление с полным пакетом необходимых бумаг. Оттуда они направляются в жилищный отдел администрации муниципалитета.

Документы рассматриваются в течение двух месяцев, после чего в приватизации отказывают или дается согласие на проведение процедуры.

Положительное решение служит основанием для подписания договора о передаче прав собственности на жилье.

Отказ дается в письменном виде и должен быть аргументирован с указанием ссылок на действующие нормативно–правовые акты.

Регистрационную палату

После оформления приватизационного договора право собственности на объект недвижимости подлежит регистрации в Росреестре.

В регистрационную палату нужно подать документы:

  • паспорта лиц достигших возраста 14 лет;
  • свидетельства о рождении (для детей которым не исполнилось 14 лет);
  • подписанный приватизационный договор (договоров должно быть столько же, сколько собственников будет у квартиры после завершения приватизации);
  • квитанция об уплате госпошлины (сумма в 2020 году составляет 2 тыс. рублей).

На рассмотрение документов в органах Росреестра отводится 1 месяц.

После чего заявителям будут выданы:

  • свидетельства о праве собственности на жилплощадь;
  • зарегистрированный договор о переходе прав собственности (его нужно сохранить, так как он потребуется практически при любой сделке совершаемой с квартирой впоследствии).

Что нужно для оформления в собственность

Можно осуществить приватизацию не только квартиры, но и земельного участка, гаража, дачного участка, дома, земли под многоквартирным домом.

Что нужно для оформления в каждом конкретном случае расскажут сотрудники уполномоченных органов. 

  1. Если гражданин является членом ГСК, то нужно будет предоставить:
  • справку, подтверждающую членство в ГСК;
  • технический план гаража;
  • кадастровый паспорт;
  • документ, подтверждающий полную выплату взносов;
  • квитанцию об уплате государственной пошлины;
  • паспорт гражданина РФ.
  1. При оформлении права собственности на гараж, возведенный на земле, которая является собственностью заявителя, понадобится предоставление:
  • документации о праве собственности на землю;
  • квитанции, подтверждающей уплату госпошлины;
  • паспорта заявителя.

В 2020 году для гаражей в ГСК были отменены свидетельства о праве собственности.

После обращения в Росреестр гражданину выдается выписка из ЕГРП. Этот документ подтверждает право собственности.

Земли

На безвозмездную приватизацию земли в сельской местности или городе граждане РФ имеют право в следующих случаях:

  • если пользуются приватизируемым наделом земли больше 5 лет на правах личного подсобного или фермерского хозяйства;
  • когда в семье 3 или больше детей;
  • при условии владения земельным участком под возведение частного дома дольше 5 лет.

Чтобы переоформить право собственности на землю в деревне или городе нужно обратиться в местный орган, в компетенцию которого входит решение вопросов, связанных с земельными участками.

Комнаты в общежитии

Для осуществления приватизации комнаты в общежитии необходимо, чтобы она находилось в собственности муниципалитета, и не входила в состав специализированного фонда.

Кроме того, эта комната должна иметь статус жилого помещения и использоваться на условиях соцнайма.

Если вышеперечисленные условия соблюдены, то приватизация производится в соответствии с Законом № 1541–1. Комнаты в коммунальной квартире являются собственностью муниципалитета, по этой причине переход права собственности происходит без ограничений.

Кооперативной квартиры

Приватизировать кооперативную квартиру нет необходимости, так как она не является муниципальной или государственной собственностью и имеет другой статус.

Но это не значит, что после завершения выплаты взносов она автоматически переходит во владение гражданина.

Потребуется оформление права собственности на жилплощадь.

Оформление через суд

Приватизация через суд проводится, если один из зарегистрированных в квартире жильцов не дает письменного согласия на осуществление процедуры, но и не отказывается от участия в ней.

Чтобы приватизировать жилплощадь в этом случае необходимо обращение в судебные органы.

Исковое заявление

Иск в суд может быть подан от лица всех прописанных в квартире людей или одним человеком.

образец искового заявления
Фото: образец искового заявления

Исковое заявление подается в районный или городской судебный орган по месту, где зарегистрирована жилплощадь.

Точная форма искового заявления не определена на законодательном уровне, но в нем должны содержаться сведения в соответствии со ст. 131 и ст. 134 ГПК РФ.

Если иск будет оформлен неправильно, то это послужит основанием для отказа судом в его рассмотрении.

Вопросы и ответы

Чаще всего граждан интересуют вопросы, какие объекты недвижимости нельзя приватизировать, почему могут отказать, о безвозмездности процедуры приватизации. А также, в каких случаях может потребоваться помощь при осуществлении приватизации.

Какие объекты нельзя оформить

В соответствии с Законом № 1541–1 (ст. 4) нельзя приватизировать:

  • аварийное жилье;
  • жилплощадь, расположенную в военных городках закрытого типа;
  • комнаты в общежитиях (для осуществления приватизации необходимо соблюдение определенных условий);
  • жилище, находящееся на территории заповедников и природоохранных зон;
  • жилье в зданиях, которые планируется сносить.

Почему могут отказать

Отказ в приватизации жилья может быть получен по нескольким причинам:

  • жилье имеет статус служебного;
  • квартира находится в доме, который признан аварийным;
  • граждане ранее воспользовались правом на приватизацию.

Что означает бесплатная

Бесплатная приватизация подразумевает отсутствие платы за жилплощадь при переходе прав собственности от государства (муниципалитета) гражданам.

Процедура приватизации в РФ предполагает только уплату госпошлин и сборов за оформление документов.

Когда может понадобиться помощь

Помощь в проведении приватизации может потребоваться, если нужно быстро собрать пакет документации и оформить переход права собственности.

Обычно подобная необходимость возникает, если планируется срочная продажа квартиры.

Приватизация дает возможность гражданину совершать различные сделки с недвижимостью, которая является его собственностью.

Пользуясь жильем на основании договора соцнайма подобных прав у него нет.

В то же время владение недвижимостью предполагает ежегодную уплату налога на имущество, увеличение трат на содержание жилья и коммунальные платежи.

Видео: «Приватизация жилья»

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here